Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/category.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/usergroup.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/banners.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 DataLife Engine > Версия для печати > Формула стабильности
DataLife Engine > Бизнес > Формула стабильности

Формула стабильности


13 июня 2012. Разместил: Elvi
Второе воскресенье июня - День лёгкой промышленности. В связи с этим гостем рубрики стал директор ОАО «8 Марта» Василий ШИТИКОВ.

- Василий Владимирович, сегодня у ОАО «8 Марта» имидж одного из крупнейших предприятий лёгкой промышленности, известного не только в Беларуси, но и далеко за её пределами. Скажите, когда вы пришли в этот коллектив на должность руководителя, прогнозировали ли вы такое будущее? Ведь не секрет, что в то время ОАО «8 Марта» находилось на грани банкротства. Какие шаги были предприняты по решению сложных проблем, назревших на предприятии?

- Вы правы - ситуация, в которой находилась фабрика в тот период, была достаточно тяжёлой. Конкурентоспособность многих видов производимой продукции не позволяла работать на современном рынке. Предприятие переживало спад производства, ряд лет работало с убытками, уровень износа отдельных групп оборудования составлял более 90 процентов. В то же время общий динамизм отрасли, наличие привлекательных сегментов на внутреннем и экспортном рынках вселяли уверенность в успех. Кроме того, предприятию удалось сохранить свой главный капитал - высококвалифицированный, опытный персонал.

Для вывода предприятия из кризиса нужна была адекватная стратегия развития, позволяющая эффективно использовать имеющийся потенциал в новых рыночных условиях. В основу такой стратегии нами были положены три краеугольных камня: маркетинг, техническое перевооружение и развитие кадрового потенциала. За счёт переориентации ассортиментной политики на выпуск конкурентоспособной продукции, усиления маркетинговой службы, вливания значительных кредитных ресурсов, разработки эффективных сырьевых схем и реализации программы технического переоснащения предприятие значительно улучшило результаты своей работы. Сегодня ОАО «8 Марта» - это современное экспортоориентированное производство, сертифицированное в соответствии с современными международными стандартами качества, продукция которого востребована покупателями как внутри республики, так и за её пределами. По совокупности показателей экономического развития в 2011 году фабрика была признана победителем соревнования «Лучшая организация трикотажной отрасли». В текущем году мы не снижаем планку и продолжаем наращивать динамику нашей работы с тем, чтобы и дальше оставаться отраслевым лидером.

- Вы отметили, что одним из основных элементов стратегии развития вашего предприятия является совершенствование маркетинговой деятельности. Какие составляющие комплекса маркетинга являются для предприятия наиболее приоритетными?

- В рамках реализуемой нашим предприятием маркетинговой стратегии первостепенное внимание уделяется систематическому расширению и обновлению ассортимента производимой продукции, его увязке с запросами целевых покупателей. Мы внимательно отслеживаем тенденции рынка и стараемся не отставать от них. Обновление ассортимента за прошлый год составило более 50 процентов. Большое внимание уделяем принципу коллекционности, который способствует укреплению имиджа предприятия среди потенциальных покупателей. Сегодня основной акцент при проектировании и выпуске новых видов продукции делается на естественные природные свойства и экологичность сырья, практичность, комфорт и дизайн, отвечающий модным тенденциям. Важную роль в реализации стратегии маркетинга ОАО «8 Марта» играет брендовая политика, развитию которой мы уделяем самое пристальное внимание. Основные бренды нашего предприятия: Emico, «Марта», «Мартинка» и «8 Марта» хорошо известны покупателям как в Республике Беларусь, так и за её пределами.

Большую роль в организации эффективной работы с потребителями играет товаропроводящая сеть, акцент в развитии которой нами делается на систему фирменной торговли. Непосредственно контактируя с покупателями, фирменные магазины позволяют оперативно отслеживать изменения конъюнктуры рынка и своевременно информировать об этом службу маркетинга предприятия. Сегодня сеть фирменной торговли ОАО «8 Марта» состоит из пяти ведомственных, четырёх фирменных магазинов и двух товарных складов в различных регионах Беларуси. В текущем году планируем открыть ещё два фирменных магазина в Могилёве и Витебске.

- Одной из важнейших задач, поставленных руководством страны перед отечественной промышленностью, является повышение экспортной ориентированности. Какова сегодня ситуация с экспортом у ОАО «8 Марта»? Какие шаги по увеличению экспорта предпринимаются предприятием?

- Учитывая приоритетность экспорта как главного направления развития предприятия, ОАО «8 Марта» постоянно наращивает объёмы поставок за границу. За первый квартал текущего года темп роста составил более 190, а сам экспорт обеспечил около 40 процентов общего объёма продаж. Акцент в стратегии экспорта мы делаем на развитии собственной товаропроводящей сети за рубежом, в частности - на создании собственных торговых домов, обеспечивающих продвижение нашей продукции на соответствующих региональных рынках. В 2011 году начал свою работу торговый дом в Москве, в марте этого года такой объект открыт в Киеве. В качестве приоритетного также рассматривается рынок Республики Казахстан - открытие торгового дома в Уральске запланировано на июнь 2012 года. Помимо этого, для продвижения своей продукции на внешних рынках принимаем активное участие в различных международных текстильных выставках и ярмарках.

Большое внимание в развитии экспорта уделяем совершенствованию структуры поставок. С 2011 года, наряду с трикотажными и чулочными изделиями, ОАО «8 Марта» также начало экспортировать товарное трикотажное полотно, что позволило выйти на новый очень перспективный сегмент рынка.

- Предприятия отечественной лёгкой промышленности в последние годы активно модернизируются. Известно, что ОАО «8 Марта» является одним из отраслевых лидеров по техническому перевооружению. Расскажите, пожалуйста, об инвестиционной деятельности вашего предприятия, о планах на перспективу.

- Инвестиционная деятельность нашего предприятия направлена на обеспечение производства наиболее современными мировыми технологиями и оборудованием. Учитывая ускоряющуюся динамику отраслевых технологий и усиление конкурентного давления со стороны иностранных производителей трикотажа, мы постоянно наращиваем темпы технического перевооружения нашего предприятия. В первом квартале текущего года осуществлён ввод в эксплуатацию современного пряжекра-сильного аппарата, до конца года будут закуплены и начнут работу высокопроизводительные вязальные машины, оборудование для нанесения штучной печати на трикотажные изделия, современное швейное оборудование. Вместе с тем, только лишь техническим перевооружением действующего производства наша инвестиционная стратегия не ограничивается.

С 2013 года при поддержке концерна «Беллегпром» наше предприятие начнёт реализацию крупного инвестиционного проекта - строительство в промышленной зоне Гомеля новой фабрики по производству крашеных трикотажных полотен и крашеной трикотажной пряжи. Планируемая стоимость проекта составляет не менее 16,5 миллиона долларов, финансирование будет осуществляться за счёт собственных средств предприятия, иностранных кредитных линий, а также средств, привлекаемых за счёт дополнительной эмиссии акций. Реализация данного проекта позволит нашему предприятию выстроить технологические цепочки в соответствии с самыми современными мировыми стандартами, даст возможность создать до 1000 новых рабочих мест, а также повысит экологическую безопасность производства за счёт перемещения основных технологических процессов в промышленную зону Гомеля. Стратегической целью данного проекта является радикальное увеличение объёмов экспорта производимой нами продукции. Создание нового производства даст возможность выхода на рынки таких стран ЕС, как Португалия, Испания, Германия, Польша. Предусматриваемая проектом сертификация производимых полуфабрикатов по европейскому стандарту Оеко-Тех 100 позволит принимать участие в системе иностранных правительственных закупок и откроет многие другие, ранее недоступные предприятию рыночные ниши. По расчётам, при успешной реализации указанного проекта экспорт будет составлять не менее 70 процентов общего объёма наших продаж.

- Василий Владимирович, а какую роль в стратегии развития вашего предприятия играет работа с персоналом?

- Как уже было сказано, кадровый потенциал рассматривается как наиболее ценный актив нашего предприятия и как главная составляющая его конкурентоспособности. Основной акцент в развитии кадрового потенциала нами сделан на систематическом повышении уровня оплаты труда, обучении и повышении квалификации работников.

Поддержание обеспеченности предприятия высококвалифицированными кадрами и их эффективная мотивация невозможны без оптимизации системы оплаты труда. Особенно остро эта проблема стала ощущаться в последние годы, когда наметилась тенденция оттока квалифицированных кадров в Россию. Осознавая важность данной проблемы, мы ведём активную работу по увеличению уровня оплаты труда наших работников. Во втором полугодии мы планируем довести среднемесячную заработную плату по предприятию до уровня около 500 долларов в эквиваленте и далее будем систематически её повышать. Разумеется, данный процесс не должен происходить в ущерб ценовой конкурентоспособности продукции, в связи с чем важную роль приобретает задача оптимизации структуры и численности персонала на основе увеличения уровня механизации и автоматизации производства.

Обучению и повышению квалификации персонала также уделяем большое внимание. Ряд работников обучается за счёт предприятия по целевым направлениям в Витебском технологическом университете. Управленческий персонал фабрики проходит систематическую переподготовку в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В 2012 году планируем увеличить расходы на обучение наших работников более чем в два раза по отношению к уровню 2011-го.

- Какие проблемы в развитии предприятия вы считаете наиболее актуальными сегодня?

- Разумеется, текущая экономическая ситуация ставит перед нашим предприятием ряд серьёзных проблем, без решения которых невозможно дальнейшее эффективное развитие фабрики. К их числу можно отнести и сложности с привлечением прямых инвестиций, и высокие ставки по банковским кредитам, и уже обозначенную тенденцию оттока квалифицированных кадров за пределы республики, и проблему «серого» и «чёрного» импорта в ряде экспортных рынков, и чрезмерно усложнённую систему документооборота и отчётности предприятия, и многое другое. Решение обозначенных проблем возможно лишь за счёт совместных усилий как самого предприятия, так и государственных органов, и скорость такого решения напрямую определяет шансы по поддержанию достойной конкурентоспособной позиции на рынке.

- Наше интервью проходит в канун вашего профессионального праздника. Примите поздравления от нашего редакционного коллектива и пожелания успешной стабильной работы.

- Большое спасибо! В свою очередь, я хотел бы поздравить с праздником и поблагодарить всех работников ОАО «8 Марта» за добросовестный труд и понимание стоящих перед предприятием задач. Также хочется поздравить с праздником всех ветеранов нашего предприятия. Труд этих людей, в течение долгих лет добросовестно работавших на фабрике и передавших свой опыт новому поколению наших специалистов, во многом заложил основу успехов нашего предприятия сегодня.


Мария ЧЕКАН















Вернуться назад