Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/category.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/usergroup.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/banners.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 DataLife Engine > Версия для печати > Сначала уроки - потом компьютер!
DataLife Engine > Образование > Сначала уроки - потом компьютер!

Сначала уроки - потом компьютер!


4 марта 2014. Разместил: Elvi
Сначала уроки - потом компьютер! «Ты из-за своего компьютера света белого не видишь!» - слова, которые рано или поздно звучат практически в каждой современной семье, где подрастают дети. И не важно, мальчик это или девочка, десять лет ребёнку или уже пятнадцать. То, что Интернет с его онлайн-играми и социальными сетями заполняет всё свободное, а порой и несвободное время любимого чада, для многих родителей уже реальность. Как вести себя мамам и папам, если виртуальная жизнь для ребёнка стала интереснее настоящей? Стоит ли ограничивать время, проведённое в сети? И что делать в тех ситуациях, когда запретить сидеть в Интернете уже невозможно? На эти и другие вопросы читателей «ГВ» ответила психолог Гомельской областной клинической психиатрической больницы Алла ЩЕТИНИНА.

Существует такое понятие, как интернет-зависимость. Как определить, что ребёнок уже зависим от компьютера, Интернета, и что делать в такой ситуации?

Ирина Сверко, мама 9-летнего мальчика. - Первое, что должно вас насторожить, это ситуация, когда ребёнок постепенно всё больше и больше времени уделяет компьютеру. И желание засиживаться в Интернете также будет расти. Важно помнить, что зависимость от компьютера не появляется как гром среди ясного неба. Обычно она возникает в течение примерно полугода. Заботливому родителю это легко заметить. Обратите внимание, не пропали ли у вашего ребёнка альтернативные интересы. Если он, к примеру, раньше посещал спортивные секции, общался с друзьями, читал книги, то после того, как его начал «поглощать» компьютер, мальчик может говорить, что не хочет идти на тренировки, что ему не интересно встречаться с друзьями. Появляется пассивность. Возможно возникновение и соматических симптомов: головная боль, раздражительность, сонливость. По этим показателям уже можно определить, что с вашим ребёнком что-то не так и пора принимать меры. Прежде всего, маме или папе надо поговорить с сыном, предложить на день или два не садиться за компьютер. Если ребёнок спокойно отнёсся к вашему предложению, то всё в порядке, если же начал проявлять агрессию или замкнулся в себе, то стоит его постепенно ограничивать.

- Есть ли причины интернет зависимости?
Дмитрий.


- Дети лезут в Интернет, в основном, оттого, что какие-то их чувства или переживания не принимают в семье. К примеру, приходит мальчик из школы, где он подрался, у него на этот момент будет высокий уровень агрессивности. Если дома агрессию проявлять нельзя, она запрещена, то ребёнок начинает искать иные пути выхода своих эмоций. Например, через компьютер или Интернет. Если мальчик чувствует, что начинает нервничать, то он может бессознательно тянуться к компьютеру, снимая тем самым своё напряжение. Также ребёнок может стать зависим от сети из-за чувства одиночества, грусти, скуки. Если маленькому человеку тоскливо и его эмоция никак не разрешается, то он снова включает компьютер.

Часто зависимостям любого рода, будь то зависимость от Интернета, табака, наркотиков или алкоголя, подвержены гиперактивные дети с дефицитом внимания. Это синдром, который оказывает влияние и на успеваемость в школе, и на налаживание социальных отношений. В силу особенностей своей психики ребёнок с гиперактивностью не умеет долгое время переносить разные эмоциональные перегрузки. Поэтому, если у таких детей «забрать» Интернет, то для них это будет большая проблема. Желаемое гиперактивному ребёнку нужно прямо сейчас, и справиться со своими эмоциями он не в силах, начинает впадать в истерики и так далее.

У меня подрастает сын, он ещё совсем маленький, чтобы понимать, что такое Интернет, но от телевизора уже не оттащить. Разрешать ли вообще ребёнку пользоваться компьютером?
Ольга Осипова.


- Смотря что ребёнок делает в Интернете или за компьютером. Если он использует его в учебных целях - это одно, если же это игры или бесцельное «блуждание» по страничкам, так называемый интернет-сёрфинг, то, скорее всего, на это ребёнка толкают эмоциональные проблемы. Даже взрослый человек, засиживающийся за компьютером впустую, может задать себе вопрос: какое чувство меня толкает столько времени проводить в сети?

Здравствуйте, мой много времени проводит за онлайн-играми, ему 12 лет. Что делать, если, кроме игр-стрелялок, ребёнку больше ничего не интересно?
Иван Мартынов.


- Упущено время, когда ребёнку нужно было уделить персонально время, внимание. Родители заняты своими делами, часто им некогда со своим чадом поиграть, поговорить. И для того, чтобы его чем-то занять, как правило, его и усаживают за компьютер. Так что в большинстве случаев в компьютерной зависимости детей виноваты сами родители. Обязательно в любом возрасте нужно уделять внимание эмоциональному миру ребёнка. Замечать, в каком он настроении, что его печалит или, наоборот, радует, спрашивать, разговаривать. Заботиться о детях - это не только накормить, одеть, обуть и купить игрушек. Часто даже случается так, что у родителей с гиперопекой замкнутые дети с явным недостатком внимания. При видимом семейном благополучии у детей могут выявляться проблемы в эмоциональном плане. Будьте внимательны к своей семье, к внутреннему миру сыновей и дочерей, к их переживаниям и эмоциям.

Добрый день, Алла Петровна, меня волнует такой вопрос: внука практически невозможно заставить сесть за уроки, если дома работает компьютер. Как ограничить время за компьютером для ребёнка?
Татьяна Владимировна, бабушка 8-летнего мальчика.


- Если зависимость уже сформирована, то резко запрещать сидеть в Интернете опасно. Вы в один миг забираете у ребёнка практически весь его мир, пусть и виртуальный. Появляется пустота и одиночество, настоящего мира нет, заменить его нечем. Ребёнок оглядывается вокруг и понимает, что все его интересы связаны с Интернетом. В этот момент нужна действительно большая эмоциональная поддержка со стороны родителей.

Если ребёнок младше 10 лет, то будет достаточно просто интернет-игры заменить реальными. Расспросите у своего чада, какая игра ему интересна и что именно в ней нравится. Можно говорить следующее: «Давай с тобой поиграем, я буду этим героем, а ты вот этим». Называйте имена героев из его любимой виртуальной игры. Таким образом, вы его переключаете на реальность, не ограничивая. Предложите ему совместные прогулки по городу, чтение книг. Если вы будете максимально занимать своего малыша, то он быстро переключится. Скорее всего, в этот период возникнут эмоции, которые родителям не совсем понравятся: появится агрессивность, возможно, какие-то страхи. Бороться с этим тоже можно. Агрессивность ребёнка можно снизить, дав ему возможность выплеснуть эмоции. Поиграйте с ним в подушечные бои, порбзывайтесь овощами, обругайте вместе с ним выдуманного героя. Если детям предлагать альтернативные варианты выплеска эмоций, они легко идут на контакт.

Сколько часов в день ребёнку можно проводить за компьютером без вреда для его психики?
Иван Викторович.


- В психологической литературе временные рамки работы за компьютером прописываются с четырёх лет. Итак, 4 года -25 минут в день на мультики и игры. 5-6 лет - около 30 минут в день, 7-8 лет - не более 40 минут, с 10-11 лет уже около 50-ти минут можно уделять Интернету. Максимум в день для ребёнка - это полтора часа, и следите за тем, чтобы малыш делал перерывы. Запретите дочери или сыну кушать и пить чай за компьютером, не дайте сформироваться этой привычке. Для того, чтобы попить чая или съесть бутерброд, ему придётся переключать внимание, идти на кухню, ставить чайник и так далее. Желательно, конечно, с самого начала, как только вы начали разрешать ребёнку проводить время за компьютером, оговорить правила пользования им. Договаривайтесь с ребёнком и о количестве времени, и о том, когда ему разрешается сесть за компьютер. «Сначала должны быть выполнены все твои дела: уроки, чтение, секции, а потом уже компьютер». Интернет также не должен быть лекарством от эмоциональных потрясений или стрессов, напряжений, он не должен быть способом урегулирования плохого настроения. Иначе возникает эмоциональная зависимость. Желательно также не использовать компьютер как способ поощрения или наказания. Иначе компьютерные игры становятся наградой и целью, которую ребёнку непременно хочется заполучить.

До 13 лет дочка занималась танцами, ходила на плавание, но потом внезапно всё бросила, сказала, что ей это не интересно и не имеет смысла. И уже почти год я не узнаю свою дочь, из общительной девочки она превратилась в угрюмого ребёнка, по-минимуму общается с подружками, ей гораздо интересней переписываться с новыми знакомыми по Интернету. Пытались забрать ноутбук, но доступ к Интернету есть на телефоне. Да и дочь говорит: «Заберите всё, я всё равно буду в сети». Как быть в такой ситуации?
Светлана.


- Сразу привлекает внимание слова «резко всё бросила». Наверняка именно в этот момент с девочкой что-то произошло. Если она занималась танцами и плаванием до 13 лет, а это уже достаточно самостоятельный возраст, но потом поняла, что это не её, то, возможно, это были всё-таки интересы её родителей. И вот в подростковом возрасте наступил период возникновения чувства взросления. Для подростков характерна реакция эмансипации, сепарации - когда у девочек и мальчиков появляется желание отделиться от своих родителей, чтобы почувствовать своё «Я».

Без этого отделения дочка не повзрослеет. Другое дело - как девочка это переживает. Вариантов много: агрессия, уход из дома, ссоры, скандалы с родителями или, как в нашем случае, возникновение интернет-зависимости. Скорее всего, для девочки её родители не являются авторитетами. Контакт с родителями был прерван ещё раньше, возможно, в какой-то ситуации не были учтены интересы девочки или на неё оказывалось сильное эмоциональное давление. И до какого-то момента она терпела. В подростковом возрасте, почувствовав поддержку сверстников, она отреагировала именно так. Ну и, конечно же, в жизни девочки что-то произошло, заставив её резко бросить все интересы. Возможно, это связано ещё и с телесными изменениями подростка. Девочка занималась танцами, плаванием, где нужно показывать своё тело, а оно в этот период меняется и становится совершенно другим. Возможно, вашу дочь кто-то из сверстников обидел, где-то её не приняли, обсмеяли. Однако это всего лишь предположения. Постарайтесь понять, что произошло с ребёнком, что вызвало такую реакцию. Поговорите с ней или обратитесь к психологу.


Катерина ТОРИКОВА


Вернуться назад