Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/category.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/usergroup.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/banners.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 DataLife Engine > Версия для печати > Челнок? Плати за выезд!
DataLife Engine > Общество > Челнок? Плати за выезд!

Челнок? Плати за выезд!


27 сентября 2013. Разместил: Elvi
Конечно, у населения нашего региона тема возможного введения платы для тех, кто выезжает за рубеж для покупки товаров на перепродажу или для собственных нужд, не так популярна, как у жителей районов, граничащих с Польшей, Литвой и Латвией.

Однако и среди наших земляков порой разгораются довольно эмоциональные обсуждения возможного законодательного новшества, которое может сопутствовать зарубежным поездкам, а если вы обнаружили, что у Вас кончился страховой полис ОСАГО на автомобиль? Ночью офисы страховых компаний уже закрыты, а рано утром уезжать... Не проблема - у нас можно оформить осаго круглосуточно в любое время суток с доставкой на дом, в офис или на работу. Причём, как всегда в таких случаях, мнения зачастую высказываются самые противоположные: от категорического неприятия возможности введения платных «виз на выезд» до абсолютно одобрительного отношения к этой, ещё только обсуждаемой и, повторюсь, лишь возможной в будущем мере: мол, так им, спекулянтам, и надо.

Масла в огонь подлили последние сообщения о том, что в пунктах пропуска на границе выезжающим начали предлагать заполнить анкеты с вопросами о цели поездки, количестве вывозимой валюты, на что её граждане намерены истратить и т. д. Многие посчитали это недвусмысленным сигналом о том, что плата за выезд будет вскоре введена. Нац-банк Беларуси, выступивший инициатором анкетирования, которое проводится совместно с Белстатом, Государственными пограничным и таможенным комитетами, вынужден был поспешить с разъяснением того, для чего это делается. В нём подчёркивается, что подобное анкетирование практикуется во многих странах мира, что участие в нём для белорусских и зарубежных граждан абсолютно добровольное, а целью является не только изучение проблемы ввоза-вывоза товаров и валюты физическими лицами, осуществляющими так называемую челночную торговлю. Исследуются с помощью анкет ещё и объёмы и направленность потоков международного туризма, приобретающего для нашей страны всё большее значение, а также осуществляется более точный статистический учёт объёмов приграничной торговли и туристических услуг, ранее основывавшийся на оценочных методах.

Конечно, это мало успокоило именно тех, кого нововведение касается в первую очередь - тех самых «челноков», которые в большой степени определяют ассортимент наших рынков и частных торговых точек. Некоторые из них уже всерьёз и целенаправленно устанавливают более тесные контакты с российскими оптовиками, поставляющими белорусским торговцам не только товары, произведённые в Российской Федерации, но также попавшими туда из Польши, Турции или Вьетнама. Фактическое отсутствие на территории Таможенного союза внутренних границ делает затруднительным контроль за перемещением «челноками» грузов и валюты, что может практически свести на нет возможный экономический эффект для Беларуси от введения платы за выезд. Возникает при этом и ещё ряд вопросов, которые при подготовке такого законодательного новшества вынуждены будут учесть его разработчики. Прежде всего - каким образом будут чётко определяться те, кто выезжает за товарами, и, в отличие от них, те, кто выезжает в другую страну в командировку или с туристическими целями, на работу, для участия в спортивных соревнованиях или творческих форумах? Конечно, можно отнести к коммерсантам всех, у кого в паспорте много отметок о пересечении границы. Но не будет ли это противоречить договорённостям о свободном перемещении в приграничных регионах, существующим с Польшей и прибалтийскими государствами? Как скажется на спросе услуг наших турфирм и перевозчиков дополнительная обязанность для туристов доказывать в аэропорту или на пограничном переходе, что ты «не верблюд», намеревающийся вывезти из Турции или Египта десять чемоданов с различным добром, а едешь туда лишь искупаться в море да позагорать? И можно ли, побывав без уплаты за выезд «за бугром» по туристической путёвке, всё же привезти, хотя бы для себя и своих близких, кое-что из зарубежного ассортимента?

Несомненно, все упомянутые аспекты можно и нужно учесть при разработке системы взимания платы за выезд из республики, коль уж её необходимо ввести. Как и просчитать экономическую эффективность этой меры. Ведь, чего уж скрывать, наше население, что в общем-то логично, не очень любит платить за то, что раньше было «халявой» и наверняка будет искать новые способы обойти препоны на пути челночного бизнеса.


Александр НИКОЛАЕВ

Вернуться назад