Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/category.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/usergroup.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/banners.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 DataLife Engine > Версия для печати > Таких афишь больше не будет
DataLife Engine > Жители > Таких афишь больше не будет

Таких афишь больше не будет


18 июня 2013. Разместил: Elvi
Он рисовал Брэда Питта, Тома Круза, Джонни Деппа и Анджелину Джоли. Его кисти принадлежат портреты сотен голливудских звёзд, которые были созданы за восемь лет работы. «Нет, это не искусство», - говорит Александр Карпенко (на снимке), который считает то, чем он занимался, всего лишь ремеслом.

Когда го-мельчане смотрели на его холсты, они вряд ли задавались вопросом: «Кто это нарисовал?», потому что это были афиши для кинотеатра имени Калинина. Александр был последним, кто создавал их до 2010 года в Гомеле, и такой вид творчества уже никогда не появится на улицах нашего города. На смену рисованным афишам пришли печатные плакаты, баннеры и растяжки.

Перед тем как стать художником-оформителем, Александр закончил ПТУ № 126, сейчас профессионально-технический колледж народных художественных промыслов, служил в армии и год проработал учителем рисования в школе. «Если честно, я не подхожу на роль нужного вам человека, - говорит Александр. -Большим художником я себя не считаю. Да и работу эту не стоит идеализировать».

Мастерская художника-оформителя располагалась во внутреннем дворе кинотеатра имени Калинина напротив старого универмага. Теперь её тоже нет, как и старых афиш, которые находились в мастерской. «Я приходил туда на работу, перерисовывал небольшие картинки с кадрами из фильмов, -вспоминает художник. - Времени, чтобы просматривать киноленту перед тем, как приступить к работе, у меня не было. Приходилось зачастую рисовать очень быстро, чтобы успеть вывесить афишу до премьеры». В неделю он создавал по два-три полотна. Иногда плакаты новых фильмов для перерисовывания приходилось находить в Интернете. Но самым главным было не изображение лиц героев картины, а чёткое и яркое написание название фильма, времени и даты показов. «Рисунок был всего лишь фоном, -подчёркивает художник. - В основном я кисточкой выписывал буквы в названиях кинолент». В обороте у Александра было около десяти холстов, изображение на которых периодически смывалось под новые афиши. Пока пять из них висело на фасаде кинотеатра, художник оформлял остальные для ближайших премьер. От двух часов до нескольких дней занимало создание нового изображения. «Если время позволяло, то можно было выписывать детали, прорисовывать лица», - поясняет собеседник.

Поначалу рисовал мелом, смешанным с клеем. «При хорошем ливне это всё смывалось, - вспоминает Александр, - и приходилось работать заново». Потом оформитель стал использовать фасадные краски, которым дождь не страшен, но и смывать их для новой афиши было тяжелее. Проработав два года, Александр Карпенко стал использовать аэрограф - небольшой пневматический инструмент, пульверизатор, распыляющий краску при помощи сжатого воздуха.

На творчество, по словам оформителя, не оставалось времени, так как для кинотеатров смысл таких изображений был в быстрой рекламе киноновинок. Но вот художница, которая рисовала афиши для кинотеатра «Октябрь», использовала, по словам Александра, мастерскую для личного творчества. «Был и ещё один оформитель, - вспоминает рассказчик. - Работал до меня. Он занимался параллельно татуировкой и постепенно ушёл полностью в этот вид творчества».
Сейчас старых афиш в Гомеле не найти - все они находятся в Музее истории белорусского кино. А Александр Карпенко полностью поменял вид деятельности и работает укладчиком-упаковщиком на Речицком метизном заводе. «Рисование афиш ещё во время моей работы начало устаревать.

Сейчас проще повесить плакат. Он ярче и лучше привлекает глаз зрителя», - говорит Александр Анатольевич. С этим нельзя не согласиться. Новые технологии сделали афишы более красочными, но лишили, кажется, город какого-то наивного очарования, присущего их рисованным предшественникам. Но возможно, пройдут годы и сохранившиеся как музейные экспонаты незамысловатые афиши смогут найти своих ценителей. Как, например, афиши знаменитого художника XIX века Анри де Тулуз-Лотрека, которые сейчас воспринимаются как подлинные произведения искусства, передающие колорит навсегда ушедшего времени.


Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ


Вернуться назад