Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/category.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/usergroup.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278 Warning: fopen(/home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/cache/system/banners.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 276 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 277 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/gomelnew/domains/gomelnews.ru/public_html/engine/modules/functions.php on line 278
DataLife Engine > Знаменитости > Не последний из могикан
Не последний из могикан8 декабря 2013. Разместил: Elvi |
Народный артист СССР Лев Дуров, сыгравший в таких киношедеврах, как «Я шагаю по Москве», «Семнадцать мгновений весны», «Калина красная», представил в Гомеле свой авторский вечер. А ещё 81-летний актёр в эксклюзивном интервью «ГВ» рассказал об Аль Пачино, Василии Шукшине, дезертирах, выдал секрет семейного счастья и поведал о том, почему вряд ли пойдёт на фильм «Сталинград».
АНШЛАГИ НИЧЕГО НЕ РЕШАЮТ -Лев Константинович, почему сейчас уровень российских актёров не настолько высок, как, например, в 60-70-е годы? Может ли российское кино возродиться до прежнего уровня? - Ничего не возродится. Среди современных молодых актёров вы видите Никулина? Леонова? Время меняется. Оно диктует героев. В этом никто не виноват. В искусстве всё идёт следующим образом: ренессанс - падение, ренессанс - и опять падение. Возродится что-то, но таким, как прежде, всё равно не будет. Того театра, в котором я работал с режиссёром Анатолием Эфросом, уже не будет. Сейчас Эфрос не нужен. Как ни страшно это говорить. Один очень известный режиссёр сказал: «Я прочёл книгу Анатолия Васильевича по театральному искусству. Сейчас думаю, что из неё студентам советовать? Книга оказалась неинтересной». Он просто ничего не понимает. «То, что написал Эфрос, - это основа, фундамент, - подчеркнул я. - А ты не понимаешь, поэтому у тебя и такие убогие спектакли». А он мне говорит: «У меня всегда аншланги». «Это не украшает ни тебя, ни зрителей, - сказал ему я. - Аншлаг всё равно ничего не решает». - А что нужно сейчас зрителям? - Не знаю. Знаю только, что мне нужно. Я стою на прежних позициях. Ничего не меняю. Никаких пошлостей у меня на сцене нет. Никакого мата. Вот такой я ретроград. - К этому обязывает ваше дворянское происхождение? - Не-е-е-ет! Ну при чём тут оно? Какие мы дворяне? Посмотрите на моё лицо! Мы разночинцы. У дворян лица другие. А сейчас нам на смену идёт ПТУ. Вот и всё. - Вы ещё и в казачестве состоите... - Я не коренной казак. Они меня приняли Почётным членом. У них есть понятие - приписной казак. Им я и стал. Собрался казачий круг, меня опоясали трижды плёткой, подарили кинжал, папаху и одели крест. ЧУШЬ ПРО ВЫСОЦКОГО - Есть ли, на ваш взгляд, положительные тенденции в развитии российской культуры за последние пять лет? - Не может быть, чтобы не было. Живописцы блестящие, графики. Есть очень хорошие спектакли и кино. - А вот в одном из интервью вы сказали, что фильм о Высоцком вам не очень понравился... - Не то, что не понравился. Он ужасный! Это не про Высоцкого, а про то, как с ним боролся КГБ. Это ерунда и чушь полная. - А на последней громкой премьере - фильме «Сталинград» - были? - «Сталинград»? Вряд ли пойду. Достаточно того, что видел в рекламном ролике. На мой взгляд, чтобы понять, что такое война и снимать про неё настоящие фильмы, нужно читать книги Григория Бакланова, Виктора Астафьева, Василия Быкова, Виктора Некрасова. Тогда будет всё ясно. - А с современным белорусским кинематографом вы знакомы? - Не успеваю следить. Гостюхин не приглашает. А так сам когда-то снялся в пяти белорусских картинах. ЖЁЛТЫЙ ОГУРЕЦ ШУКШИНА - Вы снялись почти в 200 фильмах. Кто из известных актёров, с которыми вы работали, запомнился больше всего? - Мне всегда уютно со всеми. Я неконфликтный человек. Ни с кем не было недоразумений. А вот в друзьях с режиссёрами после отснятых картин не остаюсь. Только с операторами. Отгадайте, почему? - Наверное, не любите режиссёрского диктата? - Нет. Чтобы не обязывать режиссёра снимать меня снова. А вот от оператора моя кинематографическая судьба не зависит. С ними и дружу. У меня такая рожа, что, как бы он меня не снял, всё равно получусь. А когда начинаю дружить с режиссёром, который снимает картину, то тут другая ситуация. К примеру, я ему не нужен на съёмках новой ленты. И режиссёр думает: «Вот мой друг Дуров сейчас мне для съёмок не нужен. Не подходит по типажу. А он, наверное, злится на меня, психует, что я его не стал снимать». Так вот, чтобы не зависеть ни им от меня, ни мне от них, с режиссёрами не дружу. - С какими актёрами, которые ушли из жизни, вас связывала наибольшая дружба? - С Юрой Никулиным, Ольгой Аросевой. Со многими. Но это не значит, что мы каждый день целовались и обнимались. Все думают, что актёры - это такая семья. Все вместе живут. Да нет! Можем два года не видеться, а потом встретиться, как будто только что расстались. - А какие воспоминания у вас остались после съёмок в «Калине красной» с Шукшиным? - Это потрясающий человек. Самые сильные впечатления от него. Как-то сидели в столовой города Белозерск, и нам дали рагу. За столом были оператор Анатолий Заболоцкий, Василий Макарович и я. Подали нам макароны чёрного цвета толщиной с палец. Они были политы ужасным на вкус и вид рагу. Как будто пролетела ворона над каждой тарелкой и не сдержалась - настолько ужасным было блюдо. Да ещё у каждого в тарелке лежал огромный, как дыня, жёлтый сморщенный огурец. Василий Макарович водит вилкой по тарелке и вдруг говорит: «Вот собаки, огурец по бочкам замучили». Кто так скажет? Только он. У него ещё желваки постоянно ходили. «УЖЕ 27» - Если бы вы были режиссёром, то о чём бы сейчас сняли фильм? - А я по профессии и есть режиссёр. Мне давно предлагали снимать. Но для того, чтобы это сделать, нужно бросить театр хотя бы на год-полтора и заняться только съёмками. Киношку снять можно запросто. Да хоть за три дня. А кино -очень трудно. - А на какую тему? - Ой, не знаю. Раз не собираюсь снимать, то и не знаю про что. - Если бы вам предложили сниматься в рекламе... - А я снимался. Это часть профессии. Ничего постыдного в этом нет. Только одно нельзя рекламировать - лекарства. Ни в коем случае. Лидия Шукшина на этом попалась. Ей потом одна женщина сказала: «Спасибо вам, Лидия. Оставили меня без здоровья и без денег. Это вы агитировали меня купить лекарства для похудания». Вот так влипнуть не хочу. - Вы говорили о том, что у вас 23 перелома костей. - Не-не-не. Уже 27. - Как вы восстанавливаетесь после болезней? - Я приехал в Гомель, только позавчера выйдя из больницы. У меня был перелом шейки бедра. - А что побуждает заниматься работой после всех этих неприятностей? - Жизнь. А что делать? Мне что, сидеть телевизор смотреть? - Это не для вас? - Нет, не для меня. - Может, вы тогда дадите совет, как не потерять задор молодости? - Да не знаю. Сам этого не понимаю. Меня часто спрашивают: «Почему ты такой энергичный?» На что отвечаю: «У меня в одном месте пламенный мотор». - Вы прожили 50 лет в браке... - 57. - Как вы думаете, в чём секрет долгой, счастливой семейной жизни? - Не нужно произносить слово «деньги» в доме. Оно должно быть исключено. Брачный контракт - это верх цинизма. Вы уже заранее подразумеваете, что ваш любимый человек может обжулить. Получается, вы видите друг в друге обманщиков. Какая же это любовь? А ещё не нужно подсчитывать, кто что в доме делает. АЛЬ ПАЧИНО ТЕАТРА НЕ ВЫДЕРЖИТ - Чем, на ваш взгляд, отличаются российские актёры от иностранных? - «Вот если бы я сыграл подряд три спектакля, как вы играете, я бы умер», - сказал мне как-то один знаменитый английский актёр из Королевского шекспировского театра. Вот и всё. На западе блестящие актёры. Но они технари. Некоторые из них, правда, очень хитрые. Не скажешь же, что Дастин Хофман - формальный артист. Аль Пачино - замечательный. Но, тем не менее, они играют только в кино. В театре все они не выдерживают. Хофман сыграл одну только роль коммивояжёра и отказался выходить на сцену. Не может. - А молодые российские актёры могут играть в театре, или они пошли по пути американских? - Да по какому американскому? Они непонятно по какому пути идут. Педагоги плохие. Педагогика как таковая вообще исчезла. Я сам преподавал во МХАТе. Вёл четыре года курс. Полемизировал там со всеми, начиная от ректора. Не был согласен с тем, как обучают студентов. И вот результат. Приходит мхатовский курс показываться в мой театр. Мы не берём ни одного из 180 человек, которых я сам просмотрел. Взяли троих - и то с натяжкой. Я спрашиваю у одной из пришедших: «Платный курс?» «Да, - говорит. - Как вы догадались?» «Всё понятно, - отвечаю. - Тебя не взяли на нормальный курс, папа проплатил учёбу, и ты хочешь играть в театре. Прости за жестокие слова, но ты не будешь актрисой. Поверь мне. Я не ошибаюсь». - Чего им не хватает? - Знаете, есть такое свойство человека - «талантин». «Талантина» им и не хватает. Это сразу видно. Натаскать можно для экзамена кого угодно. Я вас могу подготовить для поступления за неделю. А что потом будете делать? Беда. Учиться надо. На первом съезде комсомола молодые люди спросили у Ленина: «Что нам делать?» Он ответил: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». И был дикий хохот. Молодёжь не поняла Ленина. А он от неожиданности забыл кепку на рояле и просто убежал. НАРОДНЫЕ ДЕЗЕРТИРЫ - Бытует мнение, что актёры театра могут сниматься в кино, а киношным работать в театре труднее... - Это так. С режиссёрами то же самое. Даже Тарковский на театральной сцене провалил «Гамлета». Гениальный режиссёр, а не получилось. У Памфилова тоже не получилось. - Какое будущее будет у российского кино, если ничего не изменится? - А кто его знает. От наших прогнозов ничего не зависит, но думаю, что наше кино должно воспрянуть. Этот провал многолетний должен кончиться. Так долго продолжаться не может. - Кто из современных актёров мог бы продолжить традиции российской актёрской школы? - Машков, Миронов, Меньшиков, Серёжа Безруков - крепкие ребята. Сильные актёры. Но таких можно пересчитать по пальцам. - Не чувствуете ли вы себя в сложившихся условиях последним из могикан? - Нет. Как-то всех оставшихся в Москве Народных артистов СССР собрал министр культуры. Они пришли и сели в ряд. А я сказал: «Ну, дезертиры с кладбища собрались». После этого со мной многие из них не здороваются. Я, конечно, очень глупо пошутил, но в этом есть доля правды. Вот исчезнут эти актёры, и больше подобных не будет. Их место никто не займёт. К сожалению. - Лев Константинович, что изменилось в Беларуси с момента вашего последнего посещения? - Не знаю. Мне просто всегда нравилась Беларусь -Минск, Гомель, Мозырь. Я не вижу неожиданных изменений. Они мне не нужны. Я вижу широкие улицы, простор, воздух, чистоту. Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ Вернуться назад |