Главная | О проекте | Реклама
Чтение RSS
Новости Гомеля и гомельской области.
Главная Контакты Карта сайта Добавить в избранное
 (голосов: 0)
Автор: Elvi Дата: 16 июня 2012 Просмотров: 4323

Мастер

Владимир Алексеевич Рыкалин родился 5 февраля 1929 года в городе Красное Село Ленинградской области в семье военнослужащего. Отец Володи, как и все военнослужащие, часто менял место службы, и семья вместе с ним переезжала на новое местожительство. С детских лет будущий художник изучал географию СССР и по учебникам, и воочию -Ленинград, Подмосковье, Дальний Восток... Семья Рыкалиных жила, как и все вокруг- просто, но выделялась своей самобытной культурой и интеллигентностью. Отец и мать прекрасно владели музыкальными инструментами, устраивали для друзей и соседей импровизированные домашние концерты. Народные песни были основой их репертуара. Кроме этого, глава семейства любил рисовать и эту любовь с детства прививал сыну...

В 1945 году, после долгожданной Победы в Великой Отечественной войне, семья офицера-фронтовика Алексея Рыкалина переезжает на постоянное место жительства в Гомель. В городе над Сожем Владимир начинает серьёзно заниматься живописью. Первым его учителем был гомельский художник Владимир Вуколов, который подготовил нашего героя к поступлению в Минское государственное художественное училище.

Юный художник Владимир Рыкалин в 1949 году, волнуясь, едет в столицу, город Минск, - сдавать вступительные экзамены в государственное художественное училище. Желающих стать профессиональными художниками было много, все способные и талантливые. Одним словом - конкурс... Возвратившись домой, абитуриенты, успешно сдавшие вступительные экзамены, с нетерпением ждали решения приёмной комиссии. Все волновались. Володя тоже. Время тянулось мучительно медленно. И вот, наконец, пришло долгожданное письмо от директора Минского государственного художественного училища - Владимир Рыкалин решением приёмной комиссии зачислен учащимся на 1-й курс обучения! Радости и эмоциональному подъёму не было предела. Ура! Свершилось! Именно в этот момент решилась творческая судьба гомельчанина Владимира Рыкалина.

Послевоенный Минск холодно и голодно встретил первокурсника. Вокруг были развалины, оставшиеся после кровопролитных боёв и бомбардировок. На новостройках работали пленные фашисты под контролем и руководством советских специалистов. Техники катастрофически не хватало - повсеместно только ручной труд: разборка завалов, обработка и сортировка строительных материалов, доставка их по строительным лесам на этажи... В первую очередь восстанавливали центральную магистраль столицы - проспект Ленина, нынешний проспект Независимости. На нём и сейчас красуется элитное жильё Минска - так называемые «сталинки»... Чудом уцелевшие в годы войны Дом правительства и Оперный театр огромными монументами возвышались над разрушенным городом. Все эти исторические пейзажи жизни послевоенного Минска фиксировались в виде набросков и зарисовок в альбомах учащихся художественного училища.

Именно здесь, в здании уцелевшего Оперного театра, в тыльных крыльях, 25 июля 1947 года были основаны хореографическое и художественное государственные училища. Активное участие в становлении художественного училища принимали его будущие преподаватели, известные художники-профессионалы:

Иван Осипович Ахремчик, Андрей Ануфриевич Бембель, Лев Меерович Лейтман, Оскар Петрович Марикс, Владимир Яковлевич Хрусталев, Виталий Константинович Цвирко, Аким Михайлович Шевченко, Владимир Павлович Суховерхов. Такой высокопрофессиональный педагогический коллектив талантливейших художников, недавних фронтовиков, осуществлял учебный процесс в Минском государственном художественном училище. Это был этапный момент в становлении современной белорусской художественной школы. Здесь получили первые уроки профессионализма народные художники Беларуси Михаил Савицкий, Арлен Каш-куревич, Василий Шарангович, Виктор Громыко, Май Данциг, Леонид Щемелев, Георгий По-плавский. В государственном художественном училище в разные годы приобретали специальное образование лучшие белорусские скульпторы, живописцы, графики, мастера монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведы -те, кого сейчас, благодаря их таланту, знают во всём мире... Владимиру Рыкалину посчастливилось учиться в группе члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств БССР Владимира Павловича Суховерхова, который оказал огромное и плодотворное влияние на молодого живописца.

После окончания училища, в 1953 году, Владимир Рыкалин возвращается в Гомель. Молодой художник создаёт живописные полотна, которые отображают индустриальный ритм города. Картины «Новостройки Гомеля», «Порт Гомеля» Владимир Рыкалин задумал ещё во время студенческих каникулярных возвращений. И этот замысел лишь ждал своего часа. Город над Сожем дарил вдохновение водными просторами, бесконечными горизонтами, погожими солнечными днями, светящимися улыбками красивых людей. Рыкалин пишет картины, начиная с 1954 года участвует в художественных выставках. Одновременно Владимир Алексеевич активно трудится в Доме народного творчества.

Из воспоминаний художника Ефима Мееровича МИНЕВИЦКОГО:

«В 1957 году я, окончив Ташкентское художественное училище имени П. П. Бень-кова, возвратился в родной Гомель. У меня было непередаваемое желание - как можно быстрее познакомиться с местными художниками, чтобы с их помощью найти работу по специальности. В то время здесь работали известные белорусские художники: Аким Михайлович Шевченко, Борис Фёдорович Звиногродский, Виктор Фёдорович Казаченко, Фёдор Иванович Моховцов, а также молодой художник Владимир Рыкалин, который и стал моим первым знакомым художником в послевоенном Гомеле. Скромный, интеллигентный человек, почти мой ровесник, он отнесся ко мне с вниманием и пониманием. Рассказывал об успехах коллег и проблемах возникающих при выполнении тех или иных творческих заказов. Приглашал меня присмотреться к специфике производственной работы, делился секретами мастерства. Помню, бригаде лучших гомельских художников Гомельский обком КПБ поручил изготовление портретов членов Политбюро ЦК КПСС. В этой бригаде был и Владимир Рыкалин. Он пригласил меня поучиться и вообще быть в курсе настоящей производственной работы. Художникам временно выделили помещение в Гомельской пожарной части, которая располагалась на углу проспекта Ленина и площади Ленина (там, где сейчас находится новое здание РУП «Белтелеком».) Помещение было достаточно просторным для работы и находилось рядом площадью, для праздничного убранства которой и предназначались новые портреты.

Я мог часами наблюдать за профессиональной работой художников, которые постепенно привыкли ко мне и уже просили что-нибудь поддержать или подать... Легко и виртуозно работал Виктор Фёдорович Казачен-ко, а Володя Рыкалин стоял рядом и впитывал мастерство талантливого живописца, пытаясь повторить удачное цветосочетание, тон, колорит. Писать творческий пейзаж или портрет - это одна наука, которой учат в специальных учебных заведениях, а написать живописный портрет по эталонной чёрно-белой фотографии, утверждённой специальной комиссией компетентных органов - это другая наука, которая передаётся от мастера к мастеру... У Владимира Рыкалина всё получалось, всё было достойно и всегда с одобрением принималось художественным советом и заказчиками.

Помнится мне ещё один ответственный заказ в честь 40-летия Великой Октябрьской революции, который был поручен гомельским художникам Владимиру Рыкалину и Фёдору Моховцову. В 1957 году на площади В. И. Ленина памятника Владимиру Ильичу ещё не было - его установили в 1958 году, а до этого приходилось ежегодно создавать новое огромное праздничное панно с изображением вождя мирового пролетариата. Тогда комиссией обкома КПБ был утверждён эскиз панно с главными элементами с картины А. Герасимова «Ленин на трибуне». На этот раз художникам выделили большое помещение в клубе железнодорожников. Владимир Рыкалин и Фёдор Моховцов с честью справились с заданием.

Меня, как профессионального художника, периодически привлекали выполнять срочные заказы по художественному оформлению в Гомельских художественно -производственных мастерских Художественного фонда при Союзе художников БССР. Иногда меня прикрепляли помощником к заказу, порученному Владимиру Рыкалину. Для меня было великой честью работать с признанным мастером. В 1967 году мы вместе выполняли большой и срочный заказ по художественному оформлению одного из предприятий Гомеля. Он создавал рисунки, а я занимался шрифтами. Наша работа была принята художественным советом с оценкой «отлично».

Кроме работы в Гомельских художественно-производственных мастерских Художественного фонда при Союзе художников БССР, Владимир Рыкалин постоянно повышал свое творческое мастерство и как живописец. Он выезжал на пленэры, участвовал в областных и республиканских художественных выставках.

Владимир Алексеевич всегда относился ко мне и коллегам уважительно и доброжелательно, за что я ему очень благодарен. Своим добрым характером он заслужил признательное отношение к себе не только коллег-художников, но и многочисленных гомельчан».

Из воспоминаний заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, члена Белорусского союза художников Роберта Ефимовича ЛАНДАРСКОГО:

«Ещё в 1950-е годы, будучи студентом Гомельского педагогического института, я с интересом посещал художественные выставки, устраиваемые в нашем родном городе. На этих вернисажах я знакомился с творчеством гомельских художников: Бориса Фёдоровича Звиногродского, Виктора Фёдоровича Казаченко, Владимира Алексеевича Рыкалина и других. Позже, после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени

И. Е. Репина (1966), моя жизнь как художника была тесно связана с ними, как и с вновь влившимися в состав организации выпускниками художественных учебных заведений. Мне повезло работать рядом с такими художниками, как Владимир Рыкалин, Дмитрий Алейник, Николай Казакевич. Наши творческие мастерские находились по-соседству, в одном подъезде.

Владимир Алексеевич для всех нас был образцом интеллигентности. Он был хорошим другом. Верным другом. Не любил ложь, изворотливость, унижение кого-либо. Терпеливо выслушивал каждого, старался оказать помощь, если человек действительно в ней нуждался, будь это творчество или другие проблемы. В коллективе он пользовался авторитетом. Будучи членом художественного совета Гомельских художественно-производственных мастерских
художественного фонда СССР, тактично, без заносчивости и оскорблений, справедливо указывал на недостатки в работах художникам. Сам к работе относился ответственно. У него были золотые руки - за что ни возьмётся, всё сделает аккуратно, со вкусом.

Творчество Владимира Рыкалина поэтично. Он твёрдо придерживался реалистических традиций изобразительного искусства, работая в жанрах пейзажа и портрета. Принимал активное участие в художественных выставках любого ранга. Активно работал в Правлении Гомельского областного отделения Союза художников БССР. Художник подарил Гомелю много своих произведений живописи и оформительского искусства. Нашей организацией Владимир Алексеевич Рыкалин был выдвинут на соискание звания "Почётный гражданин города Гомеля"».

Из воспоминаний заслуженного учителя БССР, члена Белорусского союза художников Валентина Петровича ПОКАТАШКИНА:
«С Владимиром Алексеевичем Рыкалиным я познакомился в 1960 году, ещё будучи учащимся Минского государственного художественного училища. Приезжая на летние каникулы в родной Гомель, я часто заходил в художественно-производственные мастерские, где работали лучшие художники города, профессионалы своего дела. Владимир Алексеевич привлёк моё внимание не только как великолепный живописец, но и как скромный, спокойный и рассудительный человек. Я часто обращался к нему за советом, показывал ему свои летние этюды, которые он внимательно рассматривал и давал дельные замечания.

Знакомство с талантливым художником со временем переросло в дружеские отношения и мы уже обращались друг к другу просто по имени. Владимир очень любил Беларусь, много путешествовал, создавая прекрасные живописные полотна. Это были великолепные дни, где мы вместе ходили писать этюды на утренней зорьке и вечерами. В этой поездке я многое постиг как художник, работая рядом с ним.

Владимир Рыкалин был художником от Бога. Он многое ещё мог бы сделать в своей жизни и как мастер, и как человек. Но...»

Жизнь советской страны формировала взшяды и убеждения талантливо! о художника, сына своего времени, который прошёл со своим народом сложнейший путь. Правдивые рассказы отца о военном времени поражали своей достоверностью - представлялись колоритнейшие типы, интересные жизненные ситуации, композиции, краски... Результатом творческой поездки к нефтяникам Гомельщины стали картины - «Нефтепровод "Дружба"», «Речицкая буровая». Произведения Владимира Рыкалина на выставках выгодно отличались от работ более молодых авторов, которые только начинали свою жизнь в достаточно благоприятное время. Его заметили коллеги-художники и тогдашняя критика. После появления на выставках таких полотен, как «9 Мая», «Вечный мажор», «Цветущее поле», «Тишина», «Девушка под солнцем», «Сож», «Причал», «Утро на Березине», «Вечерний мотив», «Морозный день», «Под мирным небом», он стал обретать творческую весомость в художественном мире БССР. Программным произведением живописца можно смело назвать картину «На родной земле», где наш край преподнесён во всём его величии - это высокий берег, на котором центром композиции является ослепительно-величественный обелиск у деревни, в обрамлении реки, полей, лугов и бесконечного небосвода. Плюс - стремительный бег лошадей... Живёт Отчизна, возрождённая после войны! Именно в это время Владимир Алексеевич впервые почувствовал большую ответственность не только перед собой, но и перед своими товарищами. Рядом с ним трудились люди интересные, талантливые. Тогда «вышла на орбиту» блестящая плеяда художников, сыгравшая громадную роль в развитии изобразительного искусства области и республики. Художественная Гомельщина не была каким-то изолированным островом в изобразительном искусстве огромной советской страны. Здесь всегда работали люди неравнодушные, талантливые, болеющие за творчество. И какие это были славные люди. Перед глазами встают лица художников Михаила Новицкого и Евгения Покаташкина, безвременно ушедших в мир иной верных друзей Владимира Рыкалина... Все они разные, со своим характером, но объединяла их чистота помыслов, безграничная вера в предназначение искусства, любовь к родной земле. Они всегда старались быть вместе - исполняя одной бригадой ответственнейшие производственные заказы, исколесив на бежевом «Москвиче-407» Владимира Рыкалина, доставшемся ему от отца, всё гомельское Полесье. Постепенно, изучив мои профессиональные возможности и характер, они приглашали меня в поездки на этюды, на открытия выставок и различные общественные мероприятия в городах СССР. Я бережно храню память о своих старших коллегах, ставших мне добрыми учителями и товарищами. Мною написаны портреты Новицкого, Покаташкина, Рыкалина, очерки, стихи...

Здесь, под Горвалем, в месте слияния двух великих рек - Березины и Днепра, живописец Владимир Рыкалин любил проводить свои дни отдыха. Ловил руками рыбу, делая это на зависть легко и ловко... Варил вкуснейшую уху... Собирал грибы, ягоды и целебные травы... Он был знатоком зелёной кладовой природы. Писал великолепные этюды... Именно там была задумана картина «Рассвет на Березине».

Кстати, этим живописным полотном владеет «Романовская библиотека» Новобелицкого района Гомеля.

Белорусский живописец Владимир Алексеевич Рыкалин, член Союза художников СССР с 1967 года, лауреат премии Гомельского обкома комсомола (1972 год), работал в станковой живописи, в основном в жанре пейзажа. Он гордился трудовыми свершениями своих земляков, был предан Гомельщи-не, и это ярко проявилось в пейзажных композициях художника. Картины мастера носят как эпичный, так и камерный характер. Их объединяет одно - высокий полёт фантазии и бесконечное любование красотами гомельского Полесья. Произведения живописца Владимира Рыкалина находятся в Национальном художественном музее Беларуси, дворце Румянцевых и Паскевичей, частных коллекциях.

Умер Владимир Алексеевич Рыкалин 7 июня 1992 года. 5 января 1993 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Гомеля».


Геннадий ГОВОР,
член Союза писателей
Беларуси
и Белорусского
союза художников.














Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Место под рекламу

Партнеры

Голосование

Нужны ли комментарии к новостям?

Да, конечно!
Мне все равно...
Нет, не нужно.

Наши друзья

“Сказать жизни – “Да!” “Сказать жизни – “Да!”Под таким названием в Музее автографа при ЦГБ имени А.И.Герцена (Советская, 26) в рамках проекта «Живой автограф» ГООО «Социальные проекты» представило фотовыставку, посвященную Дню освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. Автор представленных работ молодой гомельский фотограф Инна Трусевич. Цель данного мероприятия – привлечь внимание общественности к судьбам людей, пережившим ужасы и лишения военного времени.


Наверх

Хостинг в Беларуси и Регистрация доменов west-hoster.by

mail-hoster.by: Корпоративная почта на собственном домене