Среди личных впечатлений, зависящих от степени совпадения во времени и пространству категорий «ожидание-реальность», есть и общие. Как правило, это ласковое прозрачное море, чистые пляжи и навязчивые уличные торговцы. Говоря о последнем, кто-то вспомнит поход за сувенирами и торг с продавцами магнитиков-брелоков-статуэток, как развлечение, кто-то опишет его, как пару часов раздражения. И правда, не каждый без привычки выдержит порой переходящую в грубость навязчивость продавцов, которых обижает факт того, что в магазин ты зашёл, чашки, магниты в руках подержал, но ничего не купил. Наверное, не зря на торговых улочках сегодня есть магазины с фиксированными ценами. Видимо для тех, у кого нервы послабее...
Однако не о тёплых странах сейчас речь. О курортном шопинге мне вспомнилось на днях, когда с подругой покупали солнечные очки на Центральном гомельском рынке. Не успев поднять глаза на одну из многочисленных стоек с необходимым нам товаром, попали под прессинг предложений продавца.
- Вам какие: ретро, классику или современные? -профессионально классифицировала свой товар женщина лет пятидесяти.
- Мы не определились ещё, сейчас сами посмотрим, померяем, выберем, - осторожно попытались отказаться от услуг «стилиста».
- А покупать вы будете или просто так ходите? -стремилась обозначить для себя степень своего интереса к нам продавец.
- Да, конечно, если что-то понравится...
То, что в ассортименте, размещённом на её стойке, может что-то не понравится, кажется, продавец не допускала и мысли. Устав примерять бесконечно предлагаемые новые модели, уже подумалось, что лучше ослепнуть от солнца... Поэтому предложения стали отклонять, чтобы ориентироваться лишь на собственный вкус.
- А почему вы эти не хотите?
- Потому что мне такие не подходят.
- Что-то вы придумали непонятное! Они всем подходят. Вот померяйте (очки тут же оказались у меня на лице)! Видите? Отлично, сели идеально! Кривые? Это у вас уши на разных уровнях растут, как у всех людей. Сейчас подогнём немного. Брови видны высоко над очками? Не наговаривайте на себя - нормальные брови!
Взгляд на соседнюю стойку, судя по всему принадлежащую конкурирующей «фирме», стоил нам взгляда, полного беззвучных обвинений в предательстве и едва ли не ненависти. В это же время, аккуратно подойдя сзади, в неполный голос, чтобы не было слышно продавцу нашего первого стенда, вкрадчивый мужской голос сообщил, что если мы перейдём к его лотку, то буквально с ума сойдём от выбора очков в стиле, именуемом ретро. Отойдя от первой точки и рассматривая товар на другом прилавке, снова увидели продавца № 1: «А вот ещё синие! Померяйте, они сейчас очень модные!». Отвернувшись от предложения, услышали разозлено-обиженное: «Ну, и не подходите к моим очкам больше...».
Переборов желание уйти ни с чем, очки мы всё-таки купили. Там, где нашли то, что посчитали нужным, там, где продавец, ненавязчиво советуя, не давая оценок нашему вкусу и предпочтениям, дал возможность спокойно выбрать самим. И всё же случайно возникшее сравнение с египетскими рынками долго не отпускало. Причём сравнение не лучшее, а с теми лавочками, где, помимо ломаного русского «Здряствуй, дрюг, как дьела?», продавец ещё знает набор нецензурных грубостей, которым его туристы научили, а смысл объяснить забыли. От навязчивости выбирать также утомительно, только при этом нет возможности, торгуясь, прилично сбавить цену.
Огрызающиеся с покупателями и друг с другом продавцы, духота и практически пустынная жара -сложно не быть раздражённым, причём по обе стороны прилавка. Безусловно, можно войти в положение продавца. Непростые условия работы, повышающаяся арендная плата, конкуренция. Важна каждая продажа. Но ведь и мне свои кровно заработанные, а не упавшие с неба, хочется потратить на нужную вещь и не купить то, что не хочется, лишь только из-за чувства неловкости и понимания чужих проблем. У каждого они свои. Так что без обид.
Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО