Алла Пожарицкая:
- Нам всем, конечно, хотелось бы, чтобы бездомных животных в городе вообще не было. Но раз такая проблема всё-таки существует, с ней нужно бороться. Отмечу, что не всегда население своевременно оповещают о времени и дате проведения отлова. Поэтому иногда домашние животные попадают в руки работников «Спецкоммунтранса». К сожалению, до сих пор поступают неприятные сообщения об очень жестоких методах отлова. Когда выкупаешь животных, они находятся в шокированном измученном состоянии...
Александр Никонов:
- Любой отлов безнадзорных животных находится под особым контролем. Работники «Спецкоммунтранса» не выезжают на отлов без заявок ЖЭУ. А если эта заявка есть, значит, предварительно проведена работа по информированию жильцов об отлове.
Что касается методов отлова, то они во всём мире одинаковы. Сачок и петля обеспечивают более гуманный отлов и безопасность и работника, и животного. Электроток, как метод умерщвления, утверждён как законный.
Если и происходили какие-то неприятные инциденты во время отлова, то пока из прокуратуры к нам не приходили никакие документы о нарушениях правил отлова. Так что, если вы видели такие моменты, нужны доказательства: фото, видео.
Алла Пожарицкая:
- Но в эти моменты нет мысли о том, чтобы бежать за фотоаппаратом, есть только одна мысль спасти!
Александр Никонов:
- Не стоит забывать, что каждый владелец домашнего животного должен зарегистрировать своего питомца в ЖЭУ, где ему выдают жетон и удостоверение.
Светлана Лаппо:
- Не будет, наверное, секретом, что многие владельцы не полностью информированы, как должна проходить эта процедура. У меня, например, две собаки. Когда я пришла регистрировать их в ЖЭУ, никто не упомянул о жетонах. В удостоверении я не нашла ни подписи, ни печати того, кто выдал документ. По сути, форма удостоверения не имеет юридической силы. ЖЭУ требуют регистрировать животных, платить за это деньги, но не полностью выполняет свою работу. Стоит сказать и о том, что в городе есть некоторые районы, дома, на которых ни разу не было вывешено объявление с предупреждениями об отлове.
Александр Никонов:
- Соглашусь, это упущение наших ЖЭУ. Из 12 тысяч отловленных собак в 2010 году ни одна не попала с жетонами. Тем не менее, за 6 месяцев текущего года мы вернули владельцам 68 собак.
Александр Сидорейко:
- Если по животному видно, что оно ухоженное, оно дождётся своего владельца. А работу с руководителями КЖРЭУП и ЖЭУ мы проведём.
Светлана Лаппо:
- Все европейские страны решение проблемы безнадзорных животных начинали со стерилизации и кастрирования животных, у которых есть владельцы. Реально ли на городском уровне выделить, определённую сумму денег хотя бы на стерилизацию животных, хозяева которых - люди пенсионного возраста, живущие в частом секторе? Мы, волонтёры, согласны ходить по частному сектору, раздавать талоны пенсионерам, завозить животных на своем транспорте на стерилизацию и привозить их хозяевам.
За это лето мы нашли более 60 животных, среди них живые щенята из мусорных контейнеров, котята в целлофановых пакетах к счастью, они были пристроены.
Алла Пожарицкая:
- Мы очень много животных отвозим на стерилизацию. Но чтобы передержать их после операции, нужно помещение.
Всё это делается в квартирах.
Александр Никонов:
- К сожалению, на сегодня ни существующее законодательство, ни тот закон об обращении с животными, который вынесен на одобрение в Палату представителей, не предусматривают стерилизацию как меру регулирования численности безнадзорных животных. Здесь, на городском уровне, мы ничего не решим. У нас есть только право внести предложения в проект закона. Если пункт о стерилизации в нём не появится, никакие наши дальнейшие сборы не помогут. Если в законе не указан такой метод, как стерилизация, то и в статьях городского бюджета не будет предусмотрено такого пункта для финансирования, как помещение для передержки.
Юрий Жидикин:
- Не от службы отлова зависит количество животных в городе. Есть два понятия: бесхозное животное и безнадзорное. Безнадзорное - у которого есть хозяин. Кусают как ни странно не бесхозные собаки, а безнадзорные! То есть те, которые имеют хозяина.
На сегодня у нас в вольерах находится 3 собаки, укусившие людей, двое из них напали на детей. Две из них бездомные, одна имеет хозяина.
Есть пиковые месяцы, когда мы отлавливаем максимальное количество животных. Это август и сентябрь. Парадокс, но наши люди держат собак на привязи всё лето, чтобы они охраняли дачные участки, а потом просто отпускают их с привязи. Самое «отловное» место, откуда идёт наибольший поток безнадзорных собак - Старая Волотова.
Я, например, выход из этой ситуации вижу в чипировании. Тогда бы животное, имеющее хозяина, попав к нам, не усыплялось. С помощью считывающего устройства мы сразу же определили бы его хозяина. Но сканера для считки информации с чипов, к сожалению, мы не имеем...
В протокол проведённого круглого стола было занесено: усилить работу с ЖЭУ, проверить наличие стендов о регистрации домашних Животных, обратиться в финансовое управление горисполкома по поводу выделения средств на стерилизацию животных малоимущих хозяев, возможности покупки сканера для считки информации с чипов. Надеемся, что проблемы, озвученные во время круглого стола, не останутся без внимания и найдут правильные решения, в пользу брошенных и ни в чём не повинных животных. «Гомельские ведомости» будут следить за изменением ситуации.
Юлия МИТРАХОВИЧ