Острая сатира стихотворного жанра в сочетании с колоритной карикатурой стала действенным оружием в борьбе против оккупантов. Сначала агитплакат, а после газету-плакат передавали из рук в руки, из города в город, из деревни в деревню, читали вслух в домах и в партизанских окопах.
А начиналась история «раздавилов-цев» - именно так называли сотрудников редакции - в нашем городе. Первые 13 номеров были напечатаны в Гомеле.
Интересна история происхождения названия сатирического издания. Рассказывают, что воспитанник 4-ой гомельской школы Виталий Букатый в первые дни войны на входе в парк рисовал картину, где изобразил трёх богатырей. Проходившие мимо литсо-трудники недавно созданной редакции сатирического плаката заинтересовались работой школьника. Виталий объяснил: три богатыря - это воин, рабочий и крестьянин, которые «раздавят фашистскую гадину». Так появилось название газеты-плаката. Сам же Виталий не раз приходил в военкомат и горком комсомола с просьбой отправить его на фронт. Парня не брали: был молод. И когда Букатого пригласили работать в газету в качестве художника-карикатуриста, это предложение он принял с радостью. За время работы в редакции Виталий создал сотни иллюстраций и плакатов. Его произведения получили высокую оценку даже в кругу лучших московских художников. Однако когда немцы подошли к Гомелю, а редакция эвакуировалась, Букатый ушёл в партизаны. 2 марта 1944 года он пал в бою с немецко-фашистскими захватчиками...
Всего в военное время было выпущено 142 выпуска газеты-плаката «Раздав1м фашысцкую гадзшу». В нём в жёсткой, порой гротескной форме разоблачались планы фашистского командования, клеймились позором пособники немцев из числа предателей, воспитывалась ненависть к оккупантам и их прихлебателям. Из выпуска в выпуск звучал призыв к беспощадной борьбе с захватчиками. Каждая строчка, каждый рисунок буквально был пропитан ненавистью к врагам:
...Чым больш упарта мы i злей
Бщь ворага лютага будзем,
Тым роднай крате хутчэй
Мы дзень перамоп здабудзем.
(№ 35, март 1942 года)
На страницах издания печатались произведения разных жанров. Агитационные, сатирические стихотворения, басни, фельетоны, политические памфлеты и многие другие произведения, смысл которых понятен уже из названий: «Партрэтная галерэя людаедау», «Летняе выступление берлЫсюх клоунау», «Б1бл1я людаедау», «У птлераусюм свшаршку», «1шоу за здабычай, зарыуся у зямлю лычам».
С другой стороны, под рубрикой «Слава героям» редакция рассказывала о подвигах советских людей, как известных: Гастелло, Талалихин, - так и тех, чьи имена не вошли в учебники истории, но чьи подвиги также приближали День Победы. Так, в № 49 за 1942 год читаем: «Валенцта Гераамава. Будучы ранена, з-пад агню ворага вынесла 12 раненых байцоу»; «Саша Тышкев1ч. Пасля таго, як немцы 3a6ini яго бацьку i мацК раздабыу гранату i узарвау ею штабны нямецм аутобус разам з афщэрам1». Публиковали «раздавиловцы» патриотические высказывания русских полководцев Суворова и Кутузова; вольнолюбивые стихотворения Лермонтова, Пушкина, Некрасова. Использовались обращения к партизанам и народу Беларуси руководителей партии и правительства, деятелей культуры. Нередко встречаются фотодокументы, информационные сообщения о боевых успехах воинов Советской Армии и партизан. Особый острый характер имели партизанские частушки и пословицы, «Малая партизанская энциклопедия» и рубрика «Реклама и объявления».
Безусловно, большую роль играла карикатура, занимавшая больше половины площади листка, и которая, в совокупности с острым словом, становилась эффективным оружием в борьбе с захватчиками.
Марта ТАМАРИНД