Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 11-12-2013, 12:46

На ключевых позициях технического образования

На ключевых позициях  технического образования История Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого по-своему уникальна. Своим рождением он обязан директору завода «Гомсельмаш» Ивану Котенку. Развивающееся предприятие испытывало кадровый голод, и директор выдвинул идею подготовки инженерно-технических работников непосредственно на самом заводе. Так сорок пять лет назад при заводе «Гомсельмаш» был открыт общетехнический факультет Белорусского ордена Трудового Красного Знамени политехнического института (БПИ). Осенью 1968 года первые 223 студента вечерней формы обучения приступили к занятиям. Рождение вуза тесно связано и с деятельностью большого числа талантливых инженеров, организаторов науки, производства, высшей школы Беларуси: В. А. Белого, П. И. Ящерицына, Н. М. Мешкова, Ф. Н. Капуцкого, B. Е. Старжинского, Р. А. Рутто, В. Н. Старикова, В. П. Ставрова, А. С. Шагиняна, C. Б. Сарело.

- Наш университет сегодня, - рассказывает ректор ГГТУ имени П. О. Сухого, профессор, доктор физико-математических наук Сергей ТИМОШИН, - это крупный региональный вуз. Он, обеспечивает подготовку инженерных кадров по машиностроительному, технологическому и энергетическому профилям, подготовку специалистов в области экономики и управления. Услуги университета по подготовке инженеров востребованы и за рубежом. В настоящее время у нас обучаются ребята из Туркменистана, России, Ирана, Туниса, Китая, Индии и Шри-Ланки.

- Сергей Иванович, сорок пять лет назад подготовка инженерных кадров началась непосредственно на заводе "Гомсельмаш». Не этот ли исторический факт подтолкнул университет к созданию филиалов своих кафедр на крупных предприятиях Гомеля? ГГТУ был одним из первых в стране, кто приблизил обучение к производству.

- К созданию филиалов кафедр на предприятиях мы пришли не от бедности материально-технической базы университета. Сегодня мы имеем неплохую базу, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. У нас три учебных корпуса, лабораторный корпус тяжёлого оборудования, три студенческих общежития, один из лучших в Беларуси санаторий-профилакторий для студентов, кафе, столовые, спортивные сооружения и так далее. За время существования вуза подготовлено около 30000 специалистов с высшим образованием, более 100 кандидатов и докторов наук. Учебный процесс осуществляется на 30 кафедрах профессорско-преподавательским составом, среди которых 16 докторов наук, 141 кандидат наук. Кадры готовим для таких отраслей, как машиностроение, металлургия, энергетика, экономика, радиоэлектроника и информационные технологии, по 22 специальностям первой степени высшего образования, 7-ми специальностям второй ступени высшего образования (магистратура), 9-ти специальностям аспирантуры, 17-ти специальностям переподготовки кадров с высшим образованием, а также осуществляем довузовскую подготовку учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Но мы пошли на создание филиалов университетских кафедр и их представительств на ведущих гомельских предприятиях потому, что считаем: из стен вуза должен выходить специалист, уже адаптированный к условиям современных производств. Помогают этому и базовые предприятия университета.

- А именно?

- Договоры о взаимодействии в прошлом году заключили с ОАО «Белорусский металлургический завод» — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания», РУП «Гомельэнерго», ОАО «Гомельский литейный завод "Центролит"», ИООО «ЭПАМ Системз» - крупнейшим разработчиком проектного (заказного) программного обеспечения и одним из ведущих игроков в области ИТ-консалтинга в Центральной и Восточной Европе. В этом году базовыми предприятиями университета стали ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», ОАО «СтанкоГомель», ОАО «Гомельский радиозавод», ПО «Гомсельмаш».

- Что даёт такое сотрудничество?

- Университет осуществляет подготовку специалистов по заказам предприятий, предприятия сотрудничают с университетом в вопросах укрепления его материально-технической базы. На большинстве из них функционируют 22 филиала кафедр, на которых проводятся учебные занятия и экскурсии, стажируются преподаватели, студенты проходят практику, в период или после окончания которой им присваиваются разряды по рабочим профессиям. Словом, развиваемся с прицелом на практику, на конкретные запросы промышленности и других отраслей экономики, на внедрение результатов исследований и разработок в производство и учебный процесс. И наши учёные, и наши студенты, активно вовлечённые в научно-исследовательскую работу, стремятся отслеживать все перемены, происходящие и в экономике собственной страны, и в мировой практике. Так рождаются интересные идеи, когда, оценивая день сегодняшний, начинаешь видеть и будущее.

- Насколько широк спектр научной деятельности университета?

- Энергосбережение, энергообеспечение, эффективное использование энергии, механика машин, обеспечение надёжности и безопасности технических систем, физические и химические методы и технологии получения новых веществ и материалов, наноматериалы и нанотехноло-гии. Это и математическое, и физическое моделирование систем, структур и процессов в природе и обществе, теоретико-методологические основы становления в стране инновационной социально-ориентированной экономики, философско-миро-воззренческие предпосылки и логико-методологические основания общественного прогресса и социальной устойчивости развития личности, культуры и образования, формирования идеологии белорусского общества. Принимает университет участие в выполнении различных международных проектов. Развиваются научно-педагогические школы, среди которых и получившие международное признание: по наноматериалам и нанотехнологиям под руководством доктора химических наук Евгения Подденежного; по физике частиц и высоких энергий - научный руководитель доктор физико-математических наук Сергей Тимошин. Выполняются фундаментальные и прикладные исследования и разработки в рамках 35-ти заданий 9-ти государственных программ научных исследований, 9 НИР по БРФФИ, 8 отдельных проектов по конкурсу Министерства образования и 130 хозяйственных договоров с предприятиями и организациями Беларуси, России, Германии.

- Кстати, Сергей Иванович, практику заключения хозяйственных договоров ваш университет ежегодно упрочняет. И здесь вы впереди многих других.

- Это потому, что стараемся все научные наработки воплощать в конкретный продукт и оперативно «транспортировать» его потребителю. Для ПО «Белоруснефть» разработан, изготовлен и прошёл стендовые испытания скважинный гидродинамический генератор, работа которого основана на использовании энергии потока рабочей жидкости, закачиваемой в скважину. Сотрудники кафедры «Электроснабжение» разработали устройство быстродействующего автоматического включения резерва ети 6(10)кВ при кратковременных нарушениях электроснабжения. Оно уже внедрено на нефтеперекачивающих станциях РУП «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Пол и мир», Белорусском газоперерабатывающем заводе в Речице и предназначено для избежания внезапных срывов техпроцессов. На РУП «Гомельтранснефть Дружба» проходят полевые испытания и устройство поиска, управления и контроля состояния внутритруб-ного герметизатора, разработанное на кафедре «Промышленная электроника» и предназначенное для гидроизоляции участка нефтепровода перед проведением ремонтных работ. На механико-технологическом факультете получила путёвку в жизнь технология химико-термической обработки быстрорежущей стали, позволяющая изготавливать из «быстрореза» специальные ножи, используемые на ОАО «БМЗ» для обрезки фибры. Стойкость изделия превышает твердосплавные зарубежные аналоги. Налажено их производство и поставка потребителю. И таких примеров конкретного воплощения научных идей и разработок более чем достаточно.

- Скажите, Сергей Иванович, вот вы, как ректор крупного технического вуза, видный белорусский учёный, заинтересованы в том, чтобы студенты университета развивались не только в профессиональном направлении, но и занимали активную жизненную позицию?

- У вас, наверное, сложилось мнение, что за повышением качества учебного процесса, за стремлением значительно увеличить эффективность преподавательской и научной деятельности теряется сам студент как личность? Нет, целостность учебно-воспитательного процесса в университете, формирование духовно-нравственных ценностей, воспитание активной гражданской позиции и профессиональной культуры специалиста у нас обеспечены. И это подтверждено жизнью. Помимо учёбы и участия в научной деятельности, в общественной жизни университета, наши студенты активно занимаются социальными проектами, принимают участие в различных конкурсах и форумах, в развитии и продвижении родного города. Так, на протяжении нескольких лет команда университета «MindCity» находится в числе лидеров в ежегодном открытом чемпионате «Молодёжь в предпринимательстве». В областном конкурсе студенческих работ высших учебных заведений «Инновации - дело молодых» студенты университета на протяжении нескольких лет становятся абсолютными победителями, предлагая социально значимые и креативные проекты. Инициативная студенческая группа университета стала победителем республиканского конкурса в рамках II Международного форума «Имидж Республики Беларусь: стратегия развития», презентовав свою творческую концепцию по продвижению города «Город Гомель - город идей!» Оригинальные минипроекты в рамках работы получили поддержку на региональном уровне и были успешно реализованы в Гомеле. Они прославили и свой город, и родной университет. Среди них -троллейбус-музей, исторический троллейбус, цветные пешеходные переходы на улицах Гомеля, «Аллея влюблённых» в парке Фестивальный и многое другое.


Мария ЧЕКАН
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930