Главная | О проекте | Реклама
Чтение RSS
Новости Гомеля и гомельской области.
Главная Контакты Карта сайта Добавить в избранное
 (голосов: 0)
Автор: Elvi Дата: 2 февраля 2011 Просмотров: 5516

Тайное подземелье старообрядцев

Библейское повествование вводит нас в курс происходившего 2010 лет назад от Рождества Христова. Благодаря Библии мы знаем каждый шаг Христа, всякое сотворенное им чудо, но о произошедшем на Руси в XVII веке расколе веры известно не так много. Почему люди не приняли нововведения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича и бежали с насиженных мест?

В селе Крупец Добрушского района остались следы обширного поселения староверов, бежавших сюда из Рязани. Как рассказал потомок старообрядцев Анатолий Барсуков, раньше село было разделено на две части. В одной жили белорусы, в другой - староверы, которых называли тогда москалями. На возвышенности находилась церковь, которую сожгли, здесь же неподалёку жил святой Макарий, на могиле которого раньше стоял восьмиконечный деревянный крест, заменённый недавно старообрядцами на железный. Перед смертью святой Макарий обошёл село по периметру и сказал, что эту местность никогда не постигнут стихийные бедствия. Возможно, его слова оказались пророческими, ведь после аварии на ЧАЭС село избежало участи загрязнения радиацией. Недалеко от установленного креста на склоне возвышенности расположен ход в подземный город монахов-старообрядцев. В 1954 году учитель истории местной школы Виктор Соляйников с несколькими энтузиастами спускался через этот уже засыпанный вход в подземелье. Лабиринт был настолько огромен и испещрён ответвлениями, что исследователям пришлось привязать себя верёвкой, чтобы не заблудиться. Пройдя метров 100 под землёй, они испугались и решили повернуть назад. После этого случая вход засыпали. Также сохранилась практически неразрушенная подземная келья, выложенная кирпичом и имеющая воздуховод, освещающий помещение. Подземные постройки были вынужденной мерой на гонения, чтобы спрятаться во время моления от посторонних глаз.


ОТ БРАЗИЛИИ ДО СИБИРИ

Старообрядец Владимир Базылев пояснил, что в те времена староверы бросали насиженные земли в России и уходили в удалённые места: Ветку, Стародубье, где тогда были непроходимые леса и болота. И не на автобусе с удобствами ехали, а сплавлялись по рекам, шли повозками. В то время был закон, по которому тому, кто найдёт поселение старообрядца, перепадало 40 процентов от обнаруженного имущества старовера, остальное забирало государство. Проповедовавших старую веру сжигали, им отрезали языки за нежелание креститься и молиться по-новому. Происходила ломка, Россия слабела. Даже Солженицын, разобравшись, написал, что происходящее в XVII веке отразилось в 1917 году. Старообрядцы бежали в Америку, Австралию, Бразилию, Сибирь, на Алтай, Аляску. Их выдавали внешний вид, трезвость, аккуратность в поведении.

«БОГА НА СЫНА НЕ МЕНЯЮ!»

«Опальный протопоп Аввакум не побоялся сказать царю, что он не принимает нововведений, - продолжает Владимир. - За это его сожгли на костре. А ведь он был духовник царя. Боярыня Морозова, столбовая дворянка, приближённая царя, отказалась принимать новшества. Чтобы склонить к новой вере, её пугали, что расправятся с сыном. Она сказала: «Бога на сына не меняю!» - и стала монахиней. На известной картине Сурикова боярыня смотрит вверх, проезжая мимо царских полатей, и показывает царю жестом, что исповедует двуперстие. Позже её всё-таки заморили голодом. Неприятие старообрядчества перешло на монастыри, не признавшие новшеств». Царские войска восемь лет держали в осаде Соловецкий монастырь. Тратились огромные деньги, чтобы только сломить это сопротивление. Кстати, мало кто знает, что, когда принимали нововведения, в Москве разразилась эпидемия и начался мор, а центр старообрядчества Ветку сжигали два раза.

ЛОСИНЫ СТЯНУЛИ ВЕРУ

Почему всё же царь и патриарх начали преследование? «Есть бумаги, которые подтверждают, что патриарха и царя соблазнили греческие посланцы. В документах говорится, что если будут приняты нововведения, то патриарх становится вселенским и власть царя расширится на новые земли, - разъясняет Владимир Базылев. - Патриарх угождал царю, желающему стать вселенским православным государем. Сам Никон надеялся стать вселенским патриархом. Но этого не произошло. Царь устранил патриарха, и церковь на долгие годы перешла в ведение светской власти». В дальнейшем Пётр I проявил неприятие православия. В поездки по Европе он отправлялся без духовников и всегда возвращался с новшествами: ношение париков, бритьё бород, курение, ношение лосин, которые натягивались на ночь сырыми и должны были высохнуть на ноге и обтянуть лодыжку. Почему же Пётр I стал менять устои? В 1699 году, находясь в Англии, он был посвящен в масоны. Это посвящение повлияло на его дальнейшую деятельность. Запад требовал, если ты с нами, то принимай наш образ жизни.

НЕ ТУСКНЕЮТ И НЕ СЛЕЗОТОЧАТ

Бытует мнение, что староверы не давали пить и есть незнакомым людям, боясь распространения болезней. «На самом деле, после гонений они были осторожны к вновь пришедшим. Они таились от людей, боясь огласки их местонахождения, и это многих вводило в заблуждение, - объясняет Владимир. - Иконы, которые были написаны старообрядцами, до сих пор не тускнеют и не слезоточат. Секрет в краске, добываемой из минералов, которые раскрали в порошок. Она не выгорает и не ухудшается даже в огне. На старообрядческих иконах Богородица наклонена к младенцу Иисусу. А двуперстие символизирует Иисуса, заключившего в себе духовную и телесную сущность. Когда старообрядец молится, он говорит: «Господи, Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня, грешного» и крестится в порядке распинания Иисуса Христа.

АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ

Старообрядцы сохранили не только веру, но и восьмигласное ангельское пение без музыкального сопровождения, которое заменили на партесное, похожее на хоровое. А гласы имели значение. По ним можно было определять дни недели, праздники. Имела смысл каждая нота.
В 1971 году приняли закон, упраздняющий раскол, но до сих пор к старообрядцам не стали относиться лучше.

«Я изначально не был старообрядцем. Печально, что звучит словосочетание "старая вера", - сетует Владимир. - Как будто это старый дом, а есть новый, лучший...».


Беседовал
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ




Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Место под рекламу

Партнеры

Голосование

Нужны ли комментарии к новостям?

Да, конечно!
Мне все равно...
Нет, не нужно.

Наши друзья

“Сказать жизни – “Да!” “Сказать жизни – “Да!”Под таким названием в Музее автографа при ЦГБ имени А.И.Герцена (Советская, 26) в рамках проекта «Живой автограф» ГООО «Социальные проекты» представило фотовыставку, посвященную Дню освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. Автор представленных работ молодой гомельский фотограф Инна Трусевич. Цель данного мероприятия – привлечь внимание общественности к судьбам людей, пережившим ужасы и лишения военного времени.


Наверх

Хостинг в Беларуси и Регистрация доменов west-hoster.by

mail-hoster.by: Корпоративная почта на собственном домене