его историей.
... Стучат колёса дизеля, за окном мелькают деревья, проплывают поля и луга. Вот возле небольшого озера расхаживает аист, нахлынуло воспоминание про отдых на море, особенно про , а вот над чередой низкорослых кустов, похожих на огромные болотные кочки, взлетает стая белых цапель. В открытое окно тем временем врывается чистый воздух. На какой-то миг нас накрывает лёгкая волна единения с природой. Соблюдению законов постоянства последней остаётся только позавидовать, а лучше поучиться. В голове, как нельзя к месту, всплывают слова святого Иоанна Кронштадтского: «Только то, что создал и создаёт Бог, имеет свойство несокрушимой твёрдости и постоянства, чему доказательством служат небо и земля, и вся твердь небесная, доселе видимая нами во всей неизменности дивной красоты».
В этот выходной день объектом нашего паломничества была разрушенная Николаевская церковь XIX века в селе Ленино Добрушского района. В настоящее время церковные службы в селе проводятся в молитвенном доме святителя Николая Чудотворца, построенном в 90-х годах XX века рядом со старым храмом.
Выйдя из дизеля, мы бодро двинулись вперёд по узкой тропинке. Но буквально через несколько минут в растерянности остановились, так как она вывела нас на территорию деревенского кладбища. Наше замешательство длилось недолго, уступив место любопытству. На ряде крестов захороненных сельчан висели таблички, указывающие на продолжительность их жизни. Земной путь многих длился восемьдесят лет и дольше. Тут же всплыли мысли о постоянстве, но в данном случае относящиеся к укладу жизни человека. Возле креста, с медальона которого на нас смотрело лицо молодого человека, почему-то в голове до боли резко прозвучало продолжение высказывания святого Иоанна Кронштадского: «...Человеческие дела и установления непостоянны, шатки, изменчивы, потому что сам-то человек - существо падшее, слабое, изменчивое».
Тропинка тем временем слилась с шоссейной улицей Советской, а впереди показались купола Николаевского молитвенного дома. Возле него, окружённый пожилыми сельчанками, стоял отец Василий. Вот уже больше тринадцати лет, как он здесь молитвенно трудится во благо вверенной ему общины.
- Я сейчас освобожусь, а вы пока посмотрите на нашу святыню, - на минуту оторвавшись от беседы с прихожанками, предложил батюшка.
Подойдя к старинному храму, мы с благоговением перекрестились. Монументальное здание, в данном случае совсем не хочется употреблять слово «руины», произвело на меня сильное впечатление. Видно, эмоции были настолько сильными, что в моём воображении на мгновение образ развалин здания сменился красивым двухэтажным собором из красного кирпича.
Рассматривая толстенную кладку стен, мы увидели кое-где сохранившиеся фрески. Внутри же святыни стоял деревянный крест, на табличке которого была выбита следующая надпись: «Здесь покоятся останки священнослужителя протоиерея Петра Садовского 1822-1917, служившего в Свято-Никольском храме 1849-1903».
- Раньше здесь было много мусора. Мы с прихожанами убрали внутри храма, а также окружающую его территорию, - сказал подошедший к нам отец Василий. - А в 2002 году был найден вскрытый склеп и протоирейский крест. Это был склеп священника Петра Садовского. Отец Пётр был последним священником, который служил в этой церкви.
Во время нашей беседы над старинным храмом кружили стрижи. Они то высоко взмывали в небо, то пролетали вблизи здания.
- В 2001 году нашу Николаевскую церковь посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Президент подарил храму икону Николая Чудотворца, - задумчиво глядя на неустанно круживших птиц, сказал отец Василий. - Для восстановления святыни, конечно же, необходима финансовая поддержка. В 1990 году Белорусским специализированным институтом по разработке проектной документации для реставрации памятников истории и культуры «Белспецпроек-треставрация» была проведена огромная научная работа, изучаемым объектом которой являлся наш старинный храм. На основании проделанной работы выдано документальное подтверждение - церковь подлежит восстановлению...
Батюшка подвёл нас к дверям ныне действующего молитвенного дома. В притворе на стене висел снимок старинной Николаевской церкви. Этот снимок я видела впервые, но мне он почему-то показался знакомым. И тут я вдруг вспомнила, что очень похожий образ храма буквально несколько минут тому назад возник в моём воображении. Это было там - у стен святыни, ждущей нашей человеческой мудрости.
Наталья ШЕСТАКОВА.