Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Рейтинг:
likes: / likes: / vote-num: / ratingscore: / favorites: Автор: Elvi Дата: 4-01-2014, 00:18

О крещении, вере и дороге к храму

О крещении, вере и дороге к храму Этим летом весь православный мир отмечал важную дату - 1025-летие Крещения Руси. Более тысячи лет назад это событие повлекло за собой «огромные перемены в ментальности людей, их нравственности, устроении государственной жизни, подтолкнуло к развитию культуры, искусства так, что Древняя Русь была не позади, а наравне со всеми другими европейскими странами».

С тех пор много воды утекло. Сменились исторические декорации, взгляды и отношение людей к происходящему вокруг. Но и сегодня в моменты радости и отчаяния люди приходят в церковь. О важной дате, проблемах современного общества и своей дороге к Храму рассказывает гость редакции епископ Гомельский и Жлобинский Стефан.

1025 ЛЕТ НАЗАД: НАЧАЛО

- Какие мероприятия в Гомельской епархии были приурочены к дате появления на Руси христианства?

- В 988 году официально был крещён киевский князь Владимир. Но христианство на Руси было и до этого. Так, мы знаем первых киевских мучеников Иоанна и Фёдора, отца и сына, которых язычники, за то, что они были другой веры, хотели предать в жертву идолам. Их жестоко мучили. В наше время они причислены к лику святых. Также мы знаем, что ещё раньше христианскую веру приняла княгиня Ольга, и православная вера в Киеве была уже при ней. Но тогда не было такого масштаба, которого она достигла при князе Владимире. Князь «испытал» различные религии и пришёл к выводу, что православное христианство - именно та вера, которую воспримет его народ и которую пронесёт в веках. И что эта вера сможет быть ядром государственности на Руси.
Но в Гомельской епархии мероприятия проходят не только к этой дате. У нас много событий. В каждом районе прошли выставки книг, икон, посвященные этому важному событию. У нас было несколько конференций в библиотеке Герцена. С начала года прошло несколько концертов, которые, хоть и были рождественскими, пасхальными, но их главной темой было 1025-летие Крещения Руси. В них приняло участие большое количество людей. Например, в Пасхальном фестивале участвовали все: от детских садов до высших учебных заведений.

С ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ И ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ

- Как лично вы нашли свой путь к Храму?

- Я считаю, что для того, чтобы быть священником, у человека должно быть призвание. Хотя бывает, что люди приходят и в зрелом возрасте. Я пришёл в храм в детстве. С юных лет в церковь меня водила бабушка. Это было в городе Нежин Черниговской области. Мне всегда это нравилось, и со временем уже появилась потребность в воскресные дни идти в храм. Потом я пономарил, помогал в алтаре батюшке, который впервые завёл меня в алтарь и сказал: «Раз ты уже сюда зашёл, оставайся здесь до конца». Постепенно прошла юность, я отслужил в армии, затем учился в Московской семинарии. И действительно, со временем пришла мысль, что свою жизнь я вижу в храме. О монашестве я сразу не задумывался, но Господь призвал меня к этому послушанию.
Сегодня даже не мыслю, как я мог бы жить без церкви. Пост, который мне выпала честь занимать, очень высокий и ответственный. Это доверие Патриарха нашего, владыки Экзарха, собратьев епископов. Я благодарен и стараюсь оправдать все надежды.

НЕТЛЕННОЕ ОТКРЫТИЕ

- Будучи настоятелем Свято-Покровской церкви Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря, вы участвовали в открытии нетленных мощей Иоанна Кормянского. Расскажите, как через столько лет после захоронения удалось отыскать его могилу?

- Цели искать захоронение именно этого человека изначально не было. В деревне Ого-родня Добрушского района мы хотели найти фундамент бывшей Свято-Никольской церкви. Сам храм был сожжён в 50-х годах, и на его месте построили клуб и сделали футбольное поле. Обнаружив точное расположение алтарной апсиды, мы хотели установить на её месте большой крест. И во время раскопок фундамента вдруг нашли захоронение. Это была милость Божья! Местные люди говорили, что возле храма должны быть захоронения священников -отца Иоанна и его сына иерея Михаила Гашкевича. Расчистив песок, увидели полуистлевший деревянный гроб, прикрывавший человеческое тело в зелёном облачении. Рядом нашли и истлевшие останки иерея Михаила, сына отца Иоанна, который был захоронен более чем на десять лет позже. С благословления владыки Аристарха останки отца Иоанна были перенесены в Корму.

В церкви, можно даже сразу не понять, о чём поётся, а просто постоять, послушать красивое пение, задуматься о своей жизни: как я её провожу, соразмерны ли мои действия с человеческой и православной моралью, чего в жизни у меня больше - светлого или тёмного - и как от этого тёмного уйти.

При этом следует понимать, что такое нетленные мощи. Это не значит, что после захоронения у человека осталось нетленным всё тело. В таком случае, наоборот, означает, что человека не принимает земля. На момент обретения мощей отца Иоанна было обнаружено около 70 процентов нетленного тела. Кажется, что Господь до какого-то времени хранил в земле останки праведника, а потом открыл их нам. Получилось, что прославление батюшки прошло в год его 160-летия. В возрасте 80 лет он умер, 80 лет пролежал в земле и был прославлен. Про эти даты никто не думал! Всё случилось Божьим промыслом.
Нам известно много случаев исцеления, которые происходят у мощей батюшки Иоанна. Приезжать к мощам в Корму нужно с глубокой верой и добрыми делами на исправление своей жизни. Ведь сегодня так получается, что мы везде спешим, много стараемся сделать. Но часто забываем о духовной жизни, о духовном развитии.

КОММУНИЗМ ИЗ БИБЛИИ?

- Как бы вы оценили духовное здоровье общества?

- На мой взгляд, общество постепенно возрождается. Сегодня нет запретов в отношении веры, как это было ещё несколько десятков лет назад, и люди, получив такую возможность, ходят в храмы. То, что государство даёт развиваться православию, ещё одно подтверждение того, что это наша исконная, правая вера, которая была официально принята князем Владимиром 1025 лет назад. Возрождение духовности видно и из того, что особенно в праздничные дни в храмы идёт молодёжь. Так и должно быть, ведь без духовности ничего не будет.

Если вспомнить не такое далёкое прошлое, 70-80 лет назад, то ведь мы уже шли путём, когда была попытка искусственно «создать» свою духовность. Но она не выдержала проверки временем, не прошла испытаний. По сути, коммунистические лозунги откуда были взяты? О равенстве и братстве, о взаимопонимании и уважении, даже о том, что кто не работает, тот не ест, -обо всём этом писал апостол Павел. То есть это взято из Библии. Но было переделано на свой лад. Есть ещё люди, которые верят в идеи коммунизма. Самое главное, чтобы никто не делал вреда друг другу.

Есть сегодня и негативные моменты. Помимо православной и западной, католической, конфессий, которые испокон веков были на нашей земле, существует множество сект.

Понятно, что, согласно законам государства, нельзя одну религию оставить, а остальные от-речь. Но сект сегодня регистрируется много. Люди в поиске духовного нередко туда попадают. И хорошо, если они сами вовремя замечают, что не туда ушли. Ведь секты, в основном, несут негатив. Хотя бывает, что и там между людьми есть доброе взаимопонимание, они не делают друг другу плохого. Однако они зомбируются своим руководством, через какое-то время у человека уже нет сил оттуда выйти, и он духовно погибает.

ЦЕРКОВЬ И ИНТЕРНЕТ

- Мы говорим о том, что сегодня в храмы приходит молодёжь. В то же время нередко можно услышать, что для современного, в том числе молодого, человека такие естественные вещи, как телевизор, Интернет, музыка разных направлений, - это зло. В таком случае, можно ли говорить о духовном возрождении, если, приходя из храма, верующий человек заходит в Интернет?

- Я считаю, консерватизма в церкви как такового не должно быть. То есть он обязателен в самом богослужении, в языке, церковных канонах. Однако дух времени вносит свои изменения в жизнь. И естественно, что человек стремится идти в ногу со временем. Но делать это следует в добром понимании.
Тот же телевизор можно использовать по-разному. Можно себе во зло смотреть, а можно посмотреть духовную передачу, из доброй, познавательной программы узнать для себя что-то новое. Зачем смотреть насилие и разврат? Конечно, большинство каналов предлагают их так часто, что буквально навязывают, однако что включить - это вопрос нашего личного выбора. Ведь никто не заставляет смотреть то, что показывают по тому или иному каналу. Нужно самим уметь различать, что полезно, а что худо.

Были времена, когда сообщения передавали с помощью костров. С одного холма на другой. Кажется, ещё совсем недавно на целую округу был всего один телефон где-нибудь в сельсовете. А сегодня уже сложно обойтись без сотового телефона, без Интернета, без факса. Сейчас можно переслать, сообщить информацию за считанные минуты. Почему, если это делается во благо, нужно отказываться?

Церковь тоже использует Интернет. На сайте Гомельской епархии можно посмотреть, какие проходят мероприятия, послушать духовные передачи, узнать новости православной церкви. Разве это плохо? Но, с другой стороны, в том же Интернете много негативной информации, с помощью которой можно навредить и себе, и другим людям.

А почему верующий человек не может сходить в театр, чтобы посмотреть хорошую пьесу, или в концертный зал, чтобы послушать симфонический оркестр? Почему не сходить в библиотеку и не взять хорошую книгу? Сейчас столько возможностей, можно читать не только авторов, которые верно служили идеалам коммунизма, но и тех, кто писал до революции, зарубежных писателей. Ведь это наша культура. И православному человеку не нужно от неё закрываться. Обогащаться духовно необходимо.

РАБОТАТЬ В ПРАЗДНИКИ ВО БЛАГО?

- Существует понятие, что в большие праздники ничего нельзя делать. Но, как правило, каждый понимает это по-своему. Так что же можно делать, а что нельзя?

- Когда мне задают этот вопрос, я всегда говорю: если в этот день у вас есть возможность прийти в храм - придите и помолитесь. Во второй половине дня вместо того, чтобы сидеть у телевизора, сделайте доброе дело ближнему своему: навестите больного, проведайте пожилого родственника или просто соседа, который живёт совсем один. Принесите ему хлеба, воды и даже помогите навести порядок. Вы сделаете благое дело, оно не будет во грех. Вспомните слова апостола Иакова, который говорил, что вера без добрых дел мертва есть. Этим всё сказано.

- Ещё одно из расхожих мнений: «Я православный, но в церковь не хожу». Насколько это правильно и, вообще, допустимо?

- В храме человек исповедуется и причащается, ведёт религиозный образ жизни. А вне храма он этого не может делать. Без исповеди и причастия нельзя считать себя христианином. Конкретных рекомендаций, что и сколько раз нужно делать, нет. У человека в этом должна быть потребность души. Если он чувствует, что в душе слишком много всего накопилось, вокруг не совсем добрая обстановка, он идёт в храм, исповедуется и причащается. Это и есть жизнь православного человека.

Но если я скажу, что крещён и верю, но в церковь не хожу, то буду далёк от православия. Если кто-то говорит, что нет времени и возможности сходить в храм, то я бы ответил: было бы желание. Ведь если мы хотим встретиться с друзьями или сходить в кино, то находим время. В церкви можно даже сразу не понять, о чём поётся, а просто постоять, послушать красивое пение, задуматься о своей жизни: как я её провожу, соразмерны ли мои действия с человеческой и православной моралью, чего в жизни у меня больше - светлого или тёмного - и как от этого тёмного уйти.

Ведь если человек вовремя задаст себе нужные вопросы, то даже из самой сложной ситуации вдруг найдётся выход. Есть интересный рассказ. Умер человек, и душа его проходит весь жизненный путь. И видит, что там, где было хорошо, две пары следов, там, где плохо, одна пара. И тогда он задаёт вопрос: «Господи, почему, когда мне было хорошо, ты рядом шёл, а когда плохо - ты меня оставлял и я следовал один?». А Господь отвечает: «Там, где было хорошо, я шёл рядом, a когда было плохо, я брал тебя на свои руки и нёс». Проследите жизнь. Сколько было моментов, когда не было видно выхода из ситуации. И вдруг он находился, и жизнь продолжалась. Хотя человек был готов к необратимому. Когда нет духовного стержня, люди готовы лишить себя жизни.

От молитвы до молитвы

- Владыка, вас непросто застать на месте. Вы участвуете во многих городских мероприятиях. Как проходит рабочий день епископа?

- Епископ - с греческого означает блюститель, это глава церковно-административной территориальной единицы Русской Православной Церкви. Мой день начинается и заканчивается молитвой. Сегодня (на день встречи с владыкой Стефаном, вторая половина дня - прим. авт.) с пяти утра - молитва, в семь часов начал литургию в Никольском монастыре. Длилась она до половины девятого. К девяти был на рабочем месте. В епархии провели заседание Гомельского благочиния, духовенства. Должны были ехать закладывать храм, но помешал дождь, поэтому сейчас беседуем с вами.

Епископ участвует во многих богослужениях, график которых расписан на полтора - два месяца вперёд. В этом году мной отслужено более ста литургий, каждая из которых фактически занимает первую половину дня.

Что касается мероприятий, то я считаю очень важным личное участие в событиях Гомеля, области, страны. Ведь это показывает отношение Церкви ко всем благим начинаниям.

- Откуда черпаете энергию?

- В богослужениях. Я очень часто служу, но в этом и черпаю свою энергию. Причащаюсь Телом и Кровью Господними, по вере моей мне Господь даёт силы. Поэтому стараюсь служить чаще.

- Чтобы вы пожелали нашим читателям?

- Стремиться к духовному, к просвещению. Помните, что мы православные, а значит - нельзя забывать о жизни вечной. Больше делайте добрых дел друг другу. Улыбайтесь. И тогда между нами будет мир и благо.


Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031