НА ПУТИ К ВЕРЕ
- Владыка Стефан, что побудило вас стать верующим?
- Мой жизненный путь сложился интересно. Папа был главным бухгалтером в 1960-е годы в колхозе. Так сложилось, что он внезапно скончался от аппендицита, когда мне было три года. Когда мне исполнилось шесть лет, мама вышла замуж второй раз. У неё появилась новая семья, а я остался жить с её родителями - бабушкой и дедушкой. Каждый день видел, как дорогой моему сердцу человек, ныне покойная бабушка, утром и вечером молилась в уголке и читала Евангелие с истёртыми страницами. Когда я научился читать, она мне говорила: «Читай эту святую книгу и найдёшь все ответы». Рядом с нами жила ещё одна бабушка Екатерина, которая часто ходила со мной в храм Нежина. В 9-летнем возрасте, никому ничего не говоря, я уехал на электричке в расположенный неподалёку собор, где заночевал. В деревне меня соседи с милицией искали. Возвратился на следующий день. С того времени я самостоятельно посещал храм и не видел себя вне его стен.
Общение с духовенством и верующими людьми давало заряд жизни. Когда в школе надо мной смеялись, обзывали, пропечатывали в стенгазетах, я просто улыбался и радовался тому, что являюсь маленькой частичкой церкви Хрисюипи Однажды учительница поло жила передо мной журнал и сказала: «Распишись о том, что с тобой проведена беседа, и ты не будешь ходить в церковь». Я написал: «Ходил, хожу и ходить буду». После этого в девятом классе мне отдали документы и сказали: «Иди куда хочешь, но только принеси справку о трудоустройстве». Я поехал в Чернигов к Владыке Антонию, архиепископу Черниговскому и Нежинскому, и он взял меня на работу сторожем, хотя я был ещё несовершеннолетним. Со справкой от него я пришёл в школу, положил её директору на стол и ушёл. Впоследствии я окончил школу рабочей молодёжи в Чернигове. Потом служил в армии, после чего поступил в Московскую духовную семинарию. А там уже принял решение, что буду служить церкви Христовой в монашеском чине. У меня были прекрасные духовники. Одним из таких людей был покойный Владыка Аристарх, с которым я познакомился в 1984 году. Все эти годы, начиная со студенческой скамьи, я был рядом с ним. Всю оставшуюся жизнь буду молиться за этого человека.
А ГДЕ ЖЕ НОС?
- Когда вы пришли в Гомельскую епархию, Владыка Аристарх вас благословил в Корме. И сказал: «Начнём с Кормы, окончим носом». Правда ли это?
- Да. Когда я пришёл в Корму, там семь месяцев не было богослужения. Священник с детьми уехал, потому что местность считалась загрязнённой после аварии на ЧАЭС. Моё сердце остановилось на каменном храме в Корме. Я попросил Владыку благословить на служение. А он поднял руку и произнёс эту фразу. Перед его смертью у нас состоялся разговор. Я пошутил: «Владыка, а где же нос?» А он: «Будет нос, будет». Многие вещи, которые он говорил, теперь сбываются.
- Каково вам служить на новом посту управляющего Гомельской епархией?
- Служение в Туровской епархии оставило у меня только радость, что я за семь с половиной лет смог сделать мною хорошего. На новом посту для работы мне физически не хватает 24 часов в сутки.
- О чём была ваша беседа на Монументе Дружбы с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом?
- Я поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за высокое доверие и высокое назначение. Гомельская кафедра - вторая в Беларуси после минской по численности населе ния. Святейший дал мне наказ, который я должен исполнить. Я рассказал ему, что мой приход в 1990-е годы был от Кормы до границы трёх государств, на что Святейший мне с радостью сказал: «Владыка Стефан, вы возвратились домой».
ОБРЕТАЯ СВЯТЫНИ
- Можно ли организовать паломнические поездки по святыням Гомельской области?
- Мы намечали на вторую половину сентября собрать паломническую группу в Иерусалим. Будем организовывать и поездки по нашим местным святыням. В белорусских епархиях много святынь, но мы о них забыли. В своём письменном обращении я когда-то писал: «Дорогой читатель, обращаюсь к твоему сердцу, к твоей душе. Проложи тропу к забытой тобой святыне, к Юровичскому монастырю». К сожалению. мы не знаем своей истории. Едем в Троице-Сергиеву лавру - Что там ищем? То, что мы можем взять на месте. Я не против паломничеств, сам вырос в стенах монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским, и принял постриг у его мощей. Но всё-таки стоит подымать историю наших святынь. Очень много икон было прослаблено у нас чудесами, но 1920 в годы ХХ столетия стёрли из памяти церковную историю нашего края. И сейчас мы все обязаны возвратиться к белорусским православным святыням.
- Насколько вероятно возвращение святыни Юровичской иконы Божией Матери в Юровичский мужской монастырь?
- Если СМИ будут поднимать этот вопрос, то он решится быстрее. Сегодня этим занимается и католическая церковь. В частности, митрополит Тадеуш Кондрусевич. Есть договорённость ° том> что если икона возвратится в монастырь, доступ к ней будет и у католических, и у православных верующих. Ведь эта святыня была привезена когда-то католиками на Полесье. Сам же Юровичский мужской монастырь был в 1970-е годы разворован, разграблен, разбит. Его Великая Отечественная война не тронула, а люди после войны разобрали собор на кирпичную кладку. И это задевает меня за живое. Благодарен бывшему губернатору Гомельской области Александру Якобсону и нынешнему - Владимиру Дворнику, которые поддержали реставрационные работе на уникальном церковном комплексе.
- Вы также возглавляете комиссию по канонизации...
- К лику святых мы собираемся причислить иерея Сазонта Савича, мощи которого нетленны на 80 процентов и находятся в склепе в Житковичах. В 1918 году банда Булак-Балаховича уничтожала людей еврейской национальности. Отец Сазонт спрятал семьи евреев в сарае, на чердаке и в подвале своего дома, а балаховцы избрали его дом своим штабом. Когда они пытались пойти в подвал за продуктами, батюшка останавливал их и шёл сам. Он спас в Житковичах более 90 человек. Прошли годы, один из подростков, которого спас батюшка, стал коммунистом, и по его приказу священник был расстрелян. По этим событиям есть документы, которые нельзя опровергнуть. Его жизнь является примером любви к ближнему, невзирая на национальность и вероисповедание.
ВТОРОЙ КОСТЁЛ?
- Что вы думаете по поводу строительства второго костёла в нашем городе?
- В Гомеле и двух костёлов будет мало. Католики имеют полное право на храм, где могли бы молиться, не думая о том, что им не хватит места. Эта не значит, что увеличится паства католической церкви. Радует, что сегодня молодёжь идёт по стопам своих родителей, принимая религию отцов и дедов. Хуже, если будем видеть то, что недавно произошло в Мозыре. Кощунство, когда громятся православные храмы и человек, который это сделал, называет себя язычником.
- А как Церковь относится к строительству крематория, который может появиться в Гомеле?
- Церковь категорически против сжигания тел, но есть некоторые позиции, которые заставляют власть идти на этот шаг. Тем, кто захочет кремацию, мы не сможем этого запретить. Сегодня свобода совести и действий человека стоит на первом плане. Думаю, светская власть обдуманно идёт на этот шаг. Такие вещи решаются не одним человеком, а обществом в целом.
ВРЕМЯ БЕСЕДЫ С БОГОМ
- Не превратилась ли, на ваш взгляд, для многих современных людей жизнь в вере в соблюдение лишь внешних ритуалов и обрядов?
- В какой-то степени это существует. Многие не знают канонов церкви и исполняют только обрядную сторону, приходя на богослужение.
- Как светскому человеку совмещать повседневную жизнь с активной жизнью в вере?
- Наверное, человек должен в первую очередь думать, как заработать на хлеб насущный, как прокормить семью. Но духовное воспитание в семье - это тропа, по которой должен идти современный православный человек. Можно быть в самой гуще событий современного мира и в то же время оставаться верующим человеком. Одно другому не мешает.
- А есть ли у вас светские занятия? Любите ли вы, например, слушать музыку, рисовать?
- На это нужно время. Если оно появляется - занимаюсь составлением богослужебных текстов. Также уделяю время уединению и молитве. Ухожу от мира в самого себя и предстаю с беседой перед Богом. Это даёт силы для творческого подхода к работе.
- Насколько курс православной культуры оправдал себя в школах?
- Сегодня мы видим, как дети благодаря курсам приводят родителей в храм. Именно знакомство с православной культурой закладывает в сердце маленького человека православное мировоззрение и любовь к ближнему. Но это не значит, что мы заставляем детей идти в храм. Мы предлагаем, даём основы, а человек должен сам избрать свой путь.
В заключение беседы Владыка Стефан поздравил го-мельчан с приближающимся праздником - днём святых апостолов Петра и Павла - и выразил уверенность, что они молятся у Божьего престола за всех живущих в граде Гомеле.
Подготовил
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ