На днях, возвращаясь с работы, стала невольным свидетелем забавной картины. В маршрутке, как обычно, было полно народу. Пассажиры привычно были заняты своими делами: кто-то слушал музыку, кто-то просто размышлял, кто-то разговаривал по телефону. На остановке «Рогачёвская», возле универмага «Гомель», в салон вошла молодая мама с милой девочкой лет пяти. Маршрутка тронулась, и началось...
Маленькая принцесса стала настойчиво выпрашивать у мамы новую заколку, которую видела в универмаге. Память у девочки, по всей видимости, феноменальная: она в мельчайший подробностях описала сам аксессуар, вспомнив даже, какого цвета были стразы на заколочке, а потом напомнила маме маршрут до предмета мечтаний. «Мама, купи», - ныла малышка, причём на разные лады, то протяжно, то заунывно. «Зачем тебе ещё одна заколка? У тебя целая шкатулка! И вчера мы тебе обруч купили. Помнишь?» - попыталась сгладить ситуацию слегка покрасневшая мама. Мамины слова капризуля пропускала мимо ушей.
Завывания девочки порядком надоели не только мне, но и всем пассажирам. Примерно через четыре остановки стратегия вымогательницы изменилась. Она надулась и замолчала. На лице читалась страшная обида. Через пару минут девочка приступила к решительным действиям. «Если ты мне не купишь заколку, я убегу из дома. Или буду сейчас орать. Ясно тебе», - поджав губки, шантажировала маму кроха.
Естественно, вмешались пассажиры. Женщина преклонного возраста попыталась успокоить малышку и объяснила, что так вести себя нехорошо. Старания пожилой дамы были тщетны. В истерике девочка игнорировала любые высказывания и настаивала на своём. В этом балагане я проехала ещё остановку. Выйдя из маршрутки, вздохнула с облегчением. У знакомого психолога поинтересовалась, почему некоторые дети так себя ведут.
Специалист пояснила мне, что, как правило, у маленького вымогателя сильно развито чувство зависти, и каждый раз он просит вас купить ему новую игрушку или другой предмет, увиденный им у сверстников. По словам психолога, описанная выше девочка, относится к той категории вымогателей, которым лишь бы купили, неважно что. Для них не купить ничего из того, что попадется на глаза, - просто невыносимо. Когда им отказывают, они начинают работать на публику. Таких деток-шантажистов рискованно брать с собой в магазин. Своим нытьём они доводят родителей и прохожих до истерики, но добиваются своего. Что же делать с такими капризными вымогателями?
Психолог посоветовала не повышать голос и приучать ребёнка к мысли что подарки преподносятся по поводу. Время от времени детям нужно пояснять, куда уходят деньги. Ещё она порекомендовала отличный выход из подобных ситуаций: не брать с собой кошелёк или делать вид, что не взяли. В выходной, когда гуляете в парке, можно и побаловать любимое чадо, но не следует это делать постоянно.
Поразмыслив над увиденным и услышанным, я поставила себя на место молодой мамы. Скорее всего, я бы обманула ребёнка (во благо), сказав, что потеряла кошелёк в универмаге. Для убедительности покопалась бы в сумочке демонстрируя отсутствие денег. Возможно, такой, пусть и нечестный ход, успокоил бы маленькую шантажистку, и дал возможность пассажирам ехать в душном, но спокойном салоне маршрутки.
Татьяна АКИСОВЕЦ