В начале Великой Отечественной войны Василий, будучи подростком, работал в совхозе пастухом. А осенью 1941 года вместе с друзьями отправился в Харьков, где ребят определили в ФЗО (фабрично-заводское училище). Но вскоре учреждение эвакуировали на Урал в город Нижний Тагил. «Именно там я понял, какое значение имел тогда советский тыл, - вспоминает Василий Васильевич. - Вы себе даже не представляете, какая на самом деле это была мощь. Нижний Тагил в то время был не только одним из главнейших металлургических центров Урала, но важнейшим центром по производству вооружения: там работали несколько танковых и авиационных заводов. Помню, только приехали, вышли из поезда и увидели зарево (результат слива отходов с доменных печей). Ночью было светло, как днём».
Потом их бригаду направили в город Миасс, который находится на юге Урала. На териитории одного из заводов в эвакуированных цехах Московского автомобильного завода Василий Васильевич в составе бригады занимался прокладкой линии пожарных водопроводов. К слову, на базе этого производства вскоре начал создаваться Уральский автомобильный завод.
На этом предприятии работало множество людей, но сегодня Василий Кривич с особым чувством вспоминает детей, которые не покладая рук трудились на предприятиях наравне со старшими: «У нас работал мальчишка, которому, чтобы дотянуться до токарного станка, нужно было становиться на ящики. А ведь тогда он был токарем и считался, несмотря на возраст, хорошим специалистом. И таких примеров было немало».
Осенью 1942 года Василий Васильевич был призван в армию и направлен в первое гвардейское краснознамённое миномётное артиллерийское училище имени Красина, в котором готовили офицеров реактивных миномётов. После его окончания Кривича в 1944 году отправили на фронт, назначив командиром в 100-й гвардейский миномётный полк огневого взвода, в составе которого он принимал участие в освобождении Беларуси, операции «Багратион». С этим полком Василий Васильевич прошёл Беларусь, участвуя в сложных боях на реке Проня, освобождении Могилёва окружении крупных немецких группировок.
В одном из боёв под Новогрудком Кривич был ранен. В госпитале он находился до конца 1944 года. А после выписки - 31 января 1945 года - Василия Васильевича направили в 128-й красногвардейский миномётный дивизион, который входил в состав 10-го днепровского танкового корпуса. «Мне посчастливилось участвовать в знаменитом рейде 5-й гвардейской танковой армии по уничтожению восточно-прусской группировки немцев, - рассказывает Василий Васильевич. - Во время этой операции, можно сказать, война началась как бы наоборот: немцы оказались в такой ситуации, в какой мы находились в 1941 году».
Василий Васильевич вспоминает, как, уже будучи на юге Польши, он остановился в одном доме переночевать. Разговорившись с хозяином, узнал, что в 1941 году здесь находились немецкие офицеры. Они, как и Кривич, сидели за этим же столом и ужинали. Немцы говорили о том, что, несмотря на предположения Гитлера, война не окажется лёгкой. И оказались правы.
Однако страшное оказалось позади, впереди была Победа. И новая послевоенная жизнь.
Наталья НИКОЛАЕВА