Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 4-11-2013, 19:55

Живите с открытым сердцем

Живите с открытым сердцем Перелистывая фотоальбом со старыми семейными фотографиями, снова вспоминаю своего прадедушку - Николая Михайловича Ефимова. Для меня он всегда был и остаётся человеком, на которого хочется быть похожей. Я с увлечением вновь перечитываю страницы из дневника воспоминаний, которые дедушка оставил для нас - детей, внуков и правнуков... Читаю и мысленно погружаюсь в то время, когда шла Великая Отечественная война, когда люди своим героическим примером доказывали, что способны бороться за мир, Родину и спокойствие будущих поколений. Бороться за жизнь и победить.

ДЕТСТВО, КАК У ВСЕХ...

Хотелось бы отметить, что сам Николай Михайлович никогда не искал себе известности. Он был показательным примером людей того времени
скромных, простых, но вместе с тем великих. Однако его жизнь, несомненно, достойна того, чтобы рассказать о ней гомельчанам и читателям «Гомельских ведомостей».

Николай Ефимов родился 19 декабря 1913 года в деревне Козадоево Сампурского района Тамбовской губернии. Воспитывали Николая мать и отчим (отец погиб). Детство мальчика было непростым, но вместе с тем не лишённым маленьких радостей.

«Среди нас, братьев, я не был любимцем, им был мой младший брат, но и я не был обиженным. Игрушек у нас никаких не было, кроме ледяшки, которую я мастерил сам и пользовался ей при катании с горки зимой»; «В летнее время в своём саду по плодовым деревьям лазил, что придавало мне удовольствие - собирал сладкие плоды» (из записей воспоминаний для детей и внуков).

В общем, мой прадед в детстве был мальчишкой, которому не чужды простые детские забавы.

ПО ПУТИ К СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ

Осенью 1921 года Николай переехал с семьёй в Тамбов, где начал учёбу в городской школе. После окончания 7-го класса, осенью 1929 года, он поступил в фабрично-заводское училище. «Вот тут-то я понял всерьёз, что мне нужна специальность, и быть полезным человеком», - вспоминает о том времени Николай Михайлович.

На последнем курсе в ФЗУ он вместе со своим другом в вечернее время учился на курсах младших специалистов авиационной техники. Это был первый шаг Николая навстречу судьбе, которая, тем не менее, продолжала испытывать его на прочность...
Работа на вагоноремонтном заводе, которую Николай Михайлович получил после окончания училища, была тяжёлой - приходилось весь день проводить в условиях сильного шума.

Он окончил курсы автогенщиков и начал работать газорезчиком. Эта профессия была связана с большой вредностью, и вскоре мой прадед серьёзно заболел. Чудом спасшийся от отравления вредными газами, он понял, что продолжать работать в таких условиях опасно для жизни. И тут судьба подсказала Николаю Ефимову, как быть дальше...

После беседы с руководством школы Гражданского воздушного флота Николай был принят на должность младшего авиаспециалиста. «Меня прикрепили к экипажу самолёта, на котором обучались курсанты на лётчиков. Для технического обслуживания самолёта типа Д-5. Нас было двое - техник и я, его помощник». Так началась карьера Николая Михайловича в авиации.

ГЛАВНОЕВ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЕ

В его обязанности входило техническое обслуживание самолётов и подготовка их к полётам. Работа была непростой, но интересной - Николай Ефимов осваивал новую профессию быстро и успешно. Так всегда бывает с теми, кто нашёл настоящее дело своей жизни. Так было и в нашем случае. Из воспоминаний Ефимова:

«Перед тем как приступить к обучению курсантов полётам, инструктор-лётчик совместно со мной выполняет на моём самолёте контрольный полёт. В воздухе проверяет самолёт на надёжность, выполняя различные фигуры пилотажа, вплоть до так называемого «штопора», отчего мне становилось дурно, но я виду не подавал о своём самочувствии».

Осенью 1935 года моего прадеда призвали в армию. Он служил в авиачасти Воронежа, в роте по охране самолётов: «Конечно, армейская жизнь значительно отличалась от гражданской, поэтому большинство из нас испытывали трудности. Главное для армейской службы - хорошая дисциплина и порядок. Но поскольку по своей натуре человеком я был дисциплинированным, аккуратным во всём, особых трудностей в таких условиях не ощущал».
Спустя год службы в армии молодой человек подал рапорт по линии командования с просьбой использовать свою гражданскую специальность при дальнейшей военной службе. В результате он был зачислен членом лётного экипажа самолёта в должности младшего авиаспециалиста. Служба шла, Ефимов развивал профессиональные качества, не боясь никакой работы по обслуживанию самолёта. По окончании срока службы ему предложили остаться в части сверхсрочником. Подумав два дня, Николай согласился. «Будучи сверхсрочником, я почувствовал себя другим, преобразился новой формой, денежным довольствием и так далее. Вскоре нам организовали обучение на курсах повышения квалификации, которые я окончил успешно. Приказом части за мной закрепили самолёт для дальнейшей его эксплуатации. Тут-то я понял, какую ответственность на меня возложили. Предстояло всё решать самостоятельно - все вопросы, связанные с эксплуатацией доверенного мне самолёта. Осложняло и то обстоятельство, что на первых порах моей деятельности мне не дали положенного помощника. Оказалось, их не было в наличии. Пришлось трудиться за двоих. И всё же со своими обязанностями справлялся».

ЛЮБОВЬ МОЛОДОГО АВИАТЕХНИКА

Вскоре Ефимов уехал в город Егорьевск Московской области для прохождения специальных курсов младших авиатехников. В один из воскресных вечеров он познакомился на танцах со своей будущей супругой - Евдокией Перепёлкиной. Вот что вспоминает сам Николай Михайлович об этом событии: «Недалеко от места, где мы учились и проживали в общежитии, располагался городской сад, в котором проводились различные увеселительные мероприятия. Конечно, дело молодое, да и развеять себя от учёбы было необходимо. Частым посетителем в субботу и воскресенье был и я. Больше всего увлекался танцами. Однажды я заметил одну девушку, к которой у меня встрепенулась сердечная душевность. Подойти к ней познакомиться я не решался, так как боялся чего-то». К Николаю подошла одна его знакомая девушка с предложением потанцевать, на что он ответил: «Никто мне здесь не нравится, кроме одной». Девушка принялась удивлённо расспрашивать, о ком идёт речь. Получив ответ, она подошла к Евдокии и с разрешением познакомиться вернулась к Николаю. Тот был несказанно рад. Они танцевали, разговаривали, смеялись. А после Николай проводил свою избранницу и уже на следующий день начал писать ей любовные письма, не в силах сдерживать себя. Так началась красивая история любви, которая продлилась почти 60 лет...

Николай Михайлович закончил учёбу и получил специальность младшего авиатехника. Шли годы службы, наполненные новыми событиям и людьми в жизни молодого авиатора. Он женился, родилась первая дочь Алевтина. Карьера его тоже успешно развивалась.

«Командиром экипажа у нас был заместитель командира эскадрильи капитан Бондаренко. Моим непосредственным помощником - сержант срочной службы Тарахов. Наш экипаж в эскадрильи считался передовым в учебно-боевой подготовке. Под моим попечительством оказалось три самолёта с полным комплектом обслуживающего персонала. Потом приказом Министра обороны Ворошилова я был награждён знаком отличия Красной Армии».

ЗНАКОМСТВО С СЫНОМ ВОЖДЯ

Вскоре пришло время серьёзного переворота в судьбе Николая Ефимова. Жизнь готовила ему ещё один сюрприз. Он даже не подозревал, с кем ему предстоит работать. Из воспоминаний: «В конце 1940 года к нам в полк был направлен ещё молодой лётчик. Он оказался не простым человеком, а сынком высокого ранга. Стали подбирать ему техника самолёта и остановились на мне. Я вначале возражал - как же так, я нахожусь сейчас на большей должности и соответственно получаю зарплату. Но меня убедили, что зарплату будешь получать ту же. Итак, меня представили этому человеку, и мы познакомились. Он был среднего роста, худощав, бойкий, с рыжими волосами, 1921 года рождения. Предварительно меня предупредили, чтобы я пока как можно дольше не говорил о своём общении с этим лицом. Я был терпелив, даже своей жене не признался. И только через месяц до жены дошли слухи о том, с кем я связан по работе». Николай объяснил жене причину своего молчания и попросил не обсуждать данный вопрос ни с кем. Так и хранилась эта тайна вплоть до недавнего времени. В те годы подобная болтливость могла стоить жизни Ефимову и всей его семье. И даже нам, своим детям, внукам и правнукам, дедушка неохотно об этом рассказывал, хотя те времена давно канули в прошлое.

Этим загадочным человеком был Василий Иосифович Сталин.

ЛИЧНЫЙ АВИАМЕХАНИК ВАСИЛИЯ СТАЛИНА

Все знали непростой характер Василия, а потому для командования полка появление этого лётчика стало большим событием, которое повлекло за собой масштабные изменения. Офицеры обсуждать нового пилота отказывались, так как это могло принести им серьёзные неприятности. Рассказывали, что в порыве гнева сын Сталина мог даже схватиться за пистолет. Он был компанейским, весёлым человеком, любил устраивать бурные празднества. Однако дистанцию между собой и простыми сослуживцами держал чётко.

Когда молодого механика познакомили с новым пилотом, Василий сразу предупредил его: «Отныне я буду решать твою судьбу. Берегись, если что не так». Этого предупреждения Николаю Ефимову хватило для того, чтобы понять, кто перед ним и насколько ответственна теперь его должность. Так он стал личным авиатехником Василия Сталина.

Их отношения складывались неплохо. Однако сын вождя никогда не позволял своему подчинённому забыть кто есть кто в их тандеме. Тем не менее, он всегда был вежлив с Ефимовым, называл его Колей. Василий никогда не садился за штурвал, если в акте проверки технического состояния самолёта не было подписи моего прадеда. Этот факт, несомненно, подтверждает высочайшую степень доверия к авиамеханику Ефимову. Николай Михайлович вместе с женой Евдокией не раз были в гостях у семьи Василия Сталина. Этим личные отношения и ограничивались. Остальное - дела служебные. К сожалению, не было совместных фотографий Василия и его механика. Это было запрещено в целях безопасности. Причём, как выяснилось позже, - обеих сторон.
Молодой лётчик после курса лётной подготовки был направлен в Липецк вместе со своим авиамехаником. Василий Иосифович обучался по программе курса командира эскадрильи, после чего вернулся на прежнее место службы - в город Люберцы. Вместе с ним вернулся и Николай Михайлович со своей семьёй.

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Внезапно мир перевернулся. Случилось то, что полностью поменяло весь ход истории. Из воспоминаний Ефимова:

«Внезапно началась война с гитлеровской Германией. Всё было необычно - самолёты были приведены в полную боевую готовность. Вражеские самолёты стали проникать в Москву и сбрасывать смертоносные бомбы в ночное время. Но так как у наших лётчиков не было опыта боевых действий в ночное время, то вылеты ночью доверялись более опытным лётчикам. В то же время усиленно готовили остальных».

Военная карьера Василия Сталина стремительно развивалась. Николай Михайлович продвигался по служебной лестнице не так быстро: в 1942 году он находился в звании капитана и был уже старшим инженером авиационного полка. А к 1945-му Ефимов стал майором, при этом постоянно неся персональную ответственность за Василия Сталина.

ОПАСНЫЙ ПОДВИГ НИКОЛАЯ ЕФИМОВА

За свою военную службу мой прадед не раз проявил себя с лучшей стороны. Особенно поразил меня один случай, произошедший в 1944-ом под Борисовом. Немецкие лётчики-истребители подобрались к аэродрому, где обслуживался самолёт Василия Сталина и попытались расстрелять боевые машины с воздуха. Все истребители успели взлететь, чтобы отбить атаку немцев. На взлётной полосе остался лишь ПО-2. Однако лётчика для него не прислали, а снаряды продолжали падать уже совсем близко к самолёту, грозя неминуемой гибелью. Не было времени для сомнений - Николай Ефимов вскочил в кабину пилота и поднял самолёт в воздух. А ведь он никогда до этого не садился за штурвал самолёта! Молодой механик знал до мелочей машину изнутри, но полёт без предварительной подготовки грозил серьёзным риском для его жизни. Весь путь механик преодолел, не имея даже карты нужного маршрута. Он летел вслед за другими истребителями, полагаясь лишь на интуицию. И она его не подвела. Ефимов удачно посадил самолёт. За что впоследствии получил медаль «За боевые заслуги». Однако об этом самовольном поступке Василию Сталину он сообщать не стал, опасаясь серьёзных последствий - ни для кого не секрет, какой взрывной характер был у сына вождя.

Закончилась война. Пути Василия Сталина и Николая Ефимова разошлись. Сын Сталина продолжил службу в звании генерал-майора, а мой прадед ушёл в отставку в звании подполковника. Позже, ко дню 50-летия Великой Победы ему было присвоено звание полковника. За участие в Великой Отечественной Николай Михайлович был награждён тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и орденом Красного Знамени.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ БУДУЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ...

Николай Ефимов прослужил бок о бок с Василием Сталиным 8 лет. За время службы рядом с такой неоднозначной исторической фигурой Ефимов проявил себя как исполнительный, ответственный и надёжный человек, мастер своего дела. Я горжусь своим прадедом и преклоняюсь перед ним за смелость, стойкость и боевую отвагу в годы войны. Да и после неё, насколько мы, его близкие, знаем, Николай Михайлович всегда придерживался строгой самодисциплины. Дедушка занимался спортом, любил смотреть футбол (а в молодости и играл) и прогуливаться по улицам города над Сожем. Мы отлично помним, что он говорил нам: «Любую работу, какая бы она не была, необходимо делать с радостью. Тогда ты проживёшь жизнь достойно и счастливо».
Николай Михайлович Ефимов прожил долгую и достойную жизнь. На вопрос наших многочисленных родственников и близких людей о секрете долголетия, он отвечал: «Поменьше переживайте, больше радуйтесь всему в жизни. Будьте благодарны за всё. Делайте зарядку, закаляйтесь и больше гуляйте. А ещё живите с открытым сердцем. Нужно помогать людям». И всё вышеперечисленное, надо сказать, мой прадед всегда реализовывал в своей жизни.


Наталья МБАКПУО
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930