В большинстве «полицейских» фильмов о борьбе с нарушителями закона почти всегда речь идёт о герое, непосредственно вступающем в схватку с элементами преступного мира, о том, как он расследует преступления, не имеющие ни одной явной зацепки. Почти всегда за этими самыми зацепками или уже доказательствами главный герой обращается к экспертам. Следы пальцев, фотороботы, следы от ног и обуви и многое другое в любом захватывающем детективном сюжете -едва ли не главное подспорье в раскрытии запутанных и не очень дел.
С начала июля вступил в силу Указ Президента № 202 от 22 апреля 2013 года «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». Согласно документу, все экспертные службы различных структур были объединены в одну. Что изменилось с первого числа в работе экспертов, какие виды экспертиз сегодня помогают раскрывать преступления и насколько приближены киношные сюжеты к реальности, рассказывает гость редакции заместитель начальника Управления государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области Александр МАЖАКО.
- Какие изменения произошли в вашей службе с первого июля?
- Со вступлением в силу Указа был образован Государственный комитет судебных экспертиз. В нём продолжили работать эксперты, которые до этого относились к разным структурам: эксперты МЧС, эксперты-криминалисты, судебно-медицинские эксперты.
В самой же работе эксперта ничего не изменилось. По-прежнему нашей главной задачей остаётся производство экспертиз. Как и раньше, наши сотрудники выезжают на места происшествий для обнаружения и изъятия различных следов, оставленных преступниками.
Целью объединения экспертных структур стала унификация всех методов исследований, разработка единых требований к оформлению заключений, объединение усилий экспертов, производящих одинаковые виды исследований, но ранее находящихся в разных структурах. Например, одинаковые исследования проводили эксперты-химики и биологи МВД и судебной медицины, эксперты-трасологи МВД и юстиции. С объединением всех экспертов под одной крышей возрастёт контроль над качеством и сроком проведения экспертиз.
Также теперь хозяйственно-финансовое обеспечение идёт напрямую и направлено конкретно на запросы и нужды службы.
Если палец не обрезан до кости и вместе с ней, папиллярные узоры со временем восстанавливаются, так что избавляться от них бессмысленно.
- Некоторое время назад в стране начали массово проводить дактилоскопическую регистрацию населения. Далеко не все положительно отнеслись к этому процессу. Вы, как эксперт, считаете это необходимым?
- Дактилоскопическая регистрация в Беларуси проводится согласно Закону «О государственной дактилоскопической ре-гистрации» № 236-3 от 4.11.2003 года. Документом определено, что обязательной дактилоскопической регистрации подлежит 11 категорий граждан, одна из которых - военнообязанные. То есть люди, которые стоят на воинском учёте в военкомате. Все негативные моменты были связаны именно с этой категорией граждан.
Личное отношение к дактилоскопической регистрации может быть разным. Но что касается профессиональной точки зрения, то просто приведу вам примеры. Когда вышеуказанный Закон начали претворять в жизнь, в республике раскрылось несколько десятков убийств прошлых лет, преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений, одно за другим пошло раскрытие краж.
Как правило, фильмы от реальности очень далеки, в них больше сказок. Когда герой вдруг находит спичку, снимает с неё след пальца руки и чудесным образом получает ответы на все вопросы... Нельзя снять след со спички. Слишком мала поверхность. Но можно найти другие следы.
Не так давно в Добрушском районе был случай: прошла серия краж, и почти все из дачных домов. По всем признакам было очевидно, что случаи схожи. С места преступления изъяли следы пальцев рук. Оказалось, что человек, который по ним «пробивался» в нашей картотеке, во всех прочих базах данных числился умершим. Благодаря оперативным действиям был задержан мужчина. Как выяснилось, вырос он в интернате и, как сирота, несколько лет назад получил квартиру. Видимо, с какого-то момента из года в год он перестал платить коммунальные платежи, и его стали искать. Не найдя, через суд признали умершим. А он всё это время жил в России и вот вернулся на Родину...
Да можно просто посмотреть сводку по кражам за вчерашний день. Практически во всех случаях отпечатки совпали с нашей базой данных, и преступления были раскрыты.
- Александр Николаевич, правда ли, что не существует двух одинаковых отпечатков пальцев?
- Даже у однояйцевых близнецов они разные.
- Слышала, что в истории были случаи, когда преступники пытались избавиться от выдающих их отпечатков - обжигали и травмировали пальцы...
- Если палец не обрезан до кости и вместе с ней, папиллярные узоры со временем восстанавливаются, так что избавляться от них бессмысленно.
- Несмотря на компьютерную базу данных, у вас на столе лежит лупа. А ведь Голливуд приучил нас, неискушённых зрителей, к тому, что досье на любого человека можно получить едва ли не с мутной фотографии его затылка...
- В нашем деле компьютер никогда полностью не заменит человека. Полностью всей работы за специалистов машины не делают ни в одной стране мира. Самое простое: следы могут быть нечёткими, которые компьютер «не увидит» или выдаст сто-двести возможных вариантов, которые эксперту нужно перепроверить вручную. Что касается фильмов... Как правило, от реальности они очень далеки, в них больше сказок. Когда герой вдруг находит спичку, снимает с неё след пальца руки и чудесным образом получает ответы на все вопросы... Нельзя снять след со спички. Слишком мала поверхность. Но можно найти другие следы.
- На любом месте преступления можно найти следы?
- Нужно понимать, что значит «след». Ведь это не только отпечатки пальцев или обуви. Это и запахи, а также биологические объекты (кровь, выделения, волосы, эпителий), которые исследует генотипоскопическая экспертиза для определения их принадлежности к конкретному человеку. Генотипоскопия - дорогостоящее исследование, однако при необходимости используем и его. Например, помните случай, который получил широкий общественный резонанс, об осквернении храмов в Мозыре? Дело раскрыли в том числе и благодаря генотипоскопи-ческой экспертизе.
Всегда ли можно найти след? В моей практике был такой случай. Человек застрелился в малогабаритной кухне, буквально в шесть квадратных метров. Абсолютно по всем признакам это было самоубийство. Пуля прошла навылет и в теле её не нашли. Но её не нашли и в комнате. Тщательнейшим образом обыскали всё, вплоть до плафонов. Безрезультатно. Куда делась пуля - так и осталось загадкой. Так что обобщать нельзя. Все преступления разные.
Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО