На аппарате «Аист» лечение проводится воздействием на слабовидящий глаз красно-оранжевыми световыми импульсами. Сеансы лечения повторяют 1-2-3 раза в день по 5-10-15 минут до восстановления нормальной остроты зрения.
Специальных дошкольных учреждений для деток с нарушениями зрения в Гомеле всего три. Одно из них расположено по адресу: улица Огоренко, 11. Руководит специальным яслями-садом № 138 Людмила Лисимова. Всего в штате 74 сотрудника.
В дошкольном учреждении, где воспитываются дети с функциональными нарушениями зрения, работа организуется с учётом рекомендаций врача-офтальмолога. Он определяет виды аметропии, угол косоглазия, подбирает очки и назначает каждому ребёнку в соответствии с диагнозом физиопроцедуры. Выполняет назначения врача и проводит лечебно-восстановительную работу медсестра-ортоптистка.
Тифлопедагог проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и во времени. Также в садике 3-4 раза в течение дня ребята занимаются профилактической зрительной гимнастикой, которая укрепляет мышечный аппарат глаза, улучшает кровоснабжение тканей глаза, способствует улучшению в них обменных процессов. Кстати, методикой проведения зрительной гимнастики владеют все педагоги дошкольного учреждения.
Использование ТРИЗ-РТВ-технологии учит ребёнка жить в быстро меняющемся мире, решать проблемы самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения. Популярность ТРИЗ-РТВ-технологии основывается на том, что она даёт инструменты и операторы мышления, обобщённые алгоритмы организации творческой деятельности, которые легко через игру осваиваются детьми дошкольного возраста. По словам заведующей яслями-садом № 138 Людмилы Лисимовой, деятельность в режиме творчества менее утомляет ребёнка, создаёт возможности для самовыражения и личностного роста. Систематическое использование рефлексии в работе по ТРИЗ-РТВ-технологии позволяет воплотить идею рефлексивного развития каждой личности. Реализация методов и приёмов ТРИЗ-РТВ-технологии предусматривает использование ряда инструментариев: таблиц, схем, модулей, дидактических игр.
Музыкальный руководитель Елена Демиденко в своей работе использует технологию процесса музыкально-творческого развития дошкольников Л. С. Хо-донович. Эта технология способствует организации личностно ориентированного музыкально-творческого процесса в игровой форме и переходу к продуктивной музыкальной деятельности ребёнка с помощью музыкальных сюжетно-игровых комплексов.
В спортивном зале на момент нашего визита с детьми с нарушением зрения занималась руководитель по физической культуре Елена Скакалина. Она успешно применяет современные инновационные программы и методики по физическому воспитанию малышей. Учитывая специфику детского сада, некоторые дети нуждаются в снижении физической нагрузки. Учесть все особенности каждого ребёнка помогает ведение старшей медсестрой банка данных о здоровье детей. В нём распределяются нагрузки с учётом группы здоровья и диагноза ребёнка.
«Благодаря постоянному лечебному процессу к концу 2013 учебного года прослеживается положительная динамика в сторону повышения остроты зрения, - рассказывает Людмила Ивановна. -У некоторых детей, ввиду сложности заболевания, удалось сохранить остроту зрения на прежнем уровне. Несмотря на это, существует такая проблема, как оснащение детского сада специальным медицинским оборудованием, что позволило бы добиться ещё больших результатов».
Помогают учреждению спонсор -предприятие «Беккер-Систем», отдел образования Железнодорожного района, шефы, среди которых КПУП «Гомельво-доканал». К слову, благодаря их финансовой поддержке в следующем году планируется открытие специальной группы для детей с нарушениями зрения. Сейчас же в дошкольном учреждении функционирует девять специализированных групп.
Аппарат «Синоптофор» предназначен для диагностики и лечения косоглазия. Суть упражнений на нём заключается в быстром попеременном или одновременном раздражении сетчатки обоих глаз, что побуждает их к совместной деятельности. Начинают упражнения на более крупных объектах, а затем переходят к объектам меньшего размера. Общее число упражнений 20-40. Их проводят ежедневно или через день по 10-15 минут.
Специальный ясли-сад № 138 один из первых в районе освоил программу электронного меню.
В театре кукол премьера
В Гомельском театре кукол был представлен спектакль «Сэмбо» по пьесе Юрия Елисеева. Эта поэтическая сказка входит в золотой фонд классики кукольной сцены. Многие театры считают её украшением своего репертуара.
Гомельские кукольники впервые обращаются к этому произведению, имевшему успех в России много лет назад. В то время спектакль «Сэмбо» был сделан по законам классического театра кукол: с традиционной ширмой, декорациями, с так называемыми верховыми куклами, то есть работающими только на ширме.
Современная постановка отличается от прежней: вместе с планшетными куклами на сцене присутствуют и актёры, костюмы и даже пластика которых становятся словно продолжением декорации.
По сюжету, в полных опасностей джунглях маленький оленёнок Сэмбо самостоятельно учится отличать добро от зла, друзей от врагов. Однажды он попадает в сложную ситуацию, но дружба и взаимовыручка, любовь мамы и помощь человека помогают ему одержать победу над сильными и коварными врагами.
Необычен этот спектакль тем, что актёры общаются со зрителями стихами, что сейчас не так часто можно увидеть на театральных сценах. Автор пьесы Юрий Елисеев определил её жанр как «драматическая поэма». Куклы и художественное решение спектакля не совсем обычны для гомельского кукольного театра, всё сделано в стиле, близком анимационному кино.
В «Сэмбо» много музыки, которая создаёт тревожную и красивую атмосферу джунглей. Поставил спектакль главный режиссёр театра Григорий Гольдман, оформила художник из России Любовь Борисовская. В постановке заняты ведущие актёры Гомельского государственного тетра кукол.
Материалы подготовила Татьяна АНИСОВЕЦ