Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 28-04-2014, 01:35

От Румянцевых до наших дней

От Румянцевых до наших дней ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ

К моменту создания музея центральная часть дворца Паскевичей после Стрекопы-товского мятежа находилась в плачевном состоянии. Поэтому открылся он в башне дворца 7 ноября 1919 года и стал именоваться Художественно-историческим музеем имени А. В. Луначарского. Первая экспозиция включала предметы интерьера и коллекции бывших владельцев дворца. Всего насчитывалось около четырёх тысяч единиц исторических ценностей, из которых до наших дней дошло 300 с учётом нумизматики и фалеристики (ордена, медали, значки). Причиной тому во многом стала, как ни странно, Сталинградская битва. Дело в том, что музейные предметы были эвакуированы в Сталинградский областной краеведческий музей. Никто тогда не подозревал, какие события развернутся в этом городе в 1942 году. Во время боёв за Сталинград часть коллекции всё же удалось эвакуировать в Камышин и Урюпинск. И только после освобождения Гомеля начались переговоры по возврату музейных ценностей. «Мы до недавнего времени вели переписку с теперь уже волгоградским музеем о возврате исторических ценностей, но его директор подробно описал ситуацию, после чего стало понятно, что огромная часть коллекции буквально сгорела в огне войны. Например, из более ста миниатюрных портретов на срезах слоновой кости осталось одиннадцать. Сейчас практически все вернувшиеся из эвакуации предметы дворцового убранства представлены в экспозиционных залах. Подобных выставок с показом оригинальных предметов в стенах исторического памятника архитектуры на территории Беларуси нет, - подчёркивает главный хранитель фондов музея Татьяна Шода.

- Мы не пошли по пути реставрации вернувшихся из эвакуации художественных предметов, например, богини Мир, которую не пощадила война. У таких вещей, прошедших сквозь разные исторические эпохи, появляются легенды, которые могут поведать о том, куда предмет был эвакуирован, где его обнаружили. Вот ещё пример: в одном из наших залов есть два изначально одинаковых канделябра, но один выглядит несколько иначе - отсутствует одна из деталей. То, как она была утеряна, может о многом поведать. Получается история музея через конкретный предмет».

УНИКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

Послевоенная реставрация в центральной части дворца завершилась в начале 1960-х годов. А в 1969 году в башне открылась экспозиция, посвященная событиям истории советского периода. В северном крыле на втором этаже размещалась постоянная выставка, рассказывающая о природе родного края. Многие гомельчане, наверное, и сейчас помнят чучела диких животных, которые можно было там увидеть. На третьем этаже была представлена история Гомеля с древнейших времён до Февральской революции. В башне дворца она получила продолжение, начиная с Октябрьской революции. Период с 1960-х по 80-е годы прошлого века характеризовался активной работой сотрудников музея по сбору уникальной этнографической коллекции Гомельской области. Для этого организовывались экспедиции. Все материалы были собраны до аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. «Десятки деревень попали в зону отчуждения, и если бы музейщики не успели собрать эту этнографическую коллекцию, то традиционные предметы ткачества и ремесла ряда регионов Гомельщины были бы утрачены навсегда», - обращает внимание Татьяна Алексеевна. Как итог - вышитые дивными узорами рушники, мужские рубахи и женские наряды наполняют десятки шкафов в фондах музея.

РЕКОНСТРУКЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ

Плановая реставрация музея началась в 1997-м и продолжалась до 2004 года. Большинство экспозиций были демонтированы. Часть предметов отправилась в Гомельский областной музей военной славы. В 2000-м году произошли изменения и в северном крыле дворца. Некоторые музейные предметы из этого здания были переданы районным музеям. В частности, находившиеся там макеты аквариумов с муляжами насекомых и рыб, обитающих в болотах, реках и озёрах нашего края. До начала последних реставрационных работ Гомельский облисполком принял решение передать центральную часть дворца в введение музея. В результате был создан единый музейный комплекс. Те предметы, которые сейчас выставлены в постоянной экспозиции башни дворца, попали туда неслучайно. Тем самым сотрудники музея решили подчеркнуть место, с которого начался отсчёт музейному делу в нашем городе. К тому же, башня сохранила максимальную аутентичность, так как её стены менее всего подвергались разрушению. «Сохранилась даже лепнина, выполненная итальянскими мастерами при возведении башни», - отмечает Татьяна Шода.

СИМВОЛИЧНОЕ МЕСТО

Музей - это не только историко-культурное учреждение. Место его расположения символично тем, что это исторический центр нашего города. Ведь изначально древний Гомель располагался на 25 гектарах. Земля вокруг дворца наполнена предметами материальной культуры, и это подтверждают археологические раскопки. Начиная с дореволюционного периода, здесь постоянно обнаруживались различные находки, как, например, клад куфических (арабских) монет, найденный ещё при Николае Румянцеве. Гомельским археологом Олегом Макушниковым в районе нынешнего Гомельского областного Дворца творчества детей и молодёжи была открыта оружейная мастерская, а при реконструкции на месте часовни и усыпальницы обнаружены старинные монеты, рассказывающие об обширных торговых связях нашего региона. Всего же в музейном фонде насчитывается около 100 тысяч предметов, которые являются археологическими находками, обнаруженными на территории и в окрестностях нашего города. «Хочу сказать, что музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля в своём движении вперёд сохранил основные принципы, заложенные ещё первыми владельцами дворца, - подчёркивает главный хранитель музея Татьяна Шода, - которые были не только выдающимися государственными деятелями, но и коллекционерами, создателями своеобразного документального архива города».


Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930