По древним традициям, жилье человека отождествлялось в православии со вторым небом и являлось обжитым миром, моделью вселенной. Вот почему здесь должно быть, как в раю и, конечно, присутствовать лики святых.
В домах устраивались иконостасы, у которых молились верующие. Собрание домашних святых углов считалось семейным достоянием, почиталось, содержалось в чистоте. Располагались иконы в определенном порядке. Хозяева молились своим святым покровителям, у которых исторически сложились определенные «обязанности».
Часто в семейных иконостасах можно увидеть иконы первых русских святых мучеников-страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба. Каноническая версия гласит, что сыновей святого равноапостольного князя Владимира убивают посредники их сводного брата Святополка. А в народе Борису и Глебу молятся, как защитникам урожая, зреющего хлеба и часто называют святыми-хлебниками.
А вот против всех сил зла защитит молящегося и его дом Архистратиг Михаил, потому что он на небесах возглавляет ангельское воинство.
От огня и воды убережёт святой Гавриил. Он же поспособствует созреванию плодов. Рафаил - могущественный целитель людей и животных. Святой Урийл несет в головы свет божий. А значит - знания и просвещение.
Пред святым Ильей расступаются реки, на огненной колеснице он взмоет в небо и пройдет через все преграды. Свое дарование он передал ученику Елисею. И молящемуся поможет во всех его замыслах и продвижениях.
Не ладится в семье? Помолитесь Иоанну Богослову в молчании. Он научит взаимопониманию в семье без раздоров и споров. На иконе Лоно Авраамово древними ветковскими иконописцами изображен райский сад. Там.стоит уставленный фруктами стол, за которым cидят три ветхозаветных праотца в окружении душ невинных младенцев. Здесь есть объяснение народной притче о том, что до второго Спаса родителям умершего младенца не положено вкушать фрукты. Потому что таким образом они отбирают их у своих малышей в царствии небесном.
У ветковских иконописцев существовали самые разные целебники с изображением клейм святых, помогающих и исцеляющих верующих. В экспозиции музея представлена такая монолитная икона с 29 клеймами.
Опытные экскурсоводы откроют посетителям мир домовой иконы, написанной со свойственной ветков-ским иконописцам приземленностью, уютностью и высоким профессионализмом.
Татьяна Якименко