ДРЕССИРОВЩИК ПО ЛЮБВИ
Придя из армии, Владислав не нашёл работы в родном городе Харцызск (Донецкая область) и по предложению друзей отправился в Читу. Там, работая администратором в областной филармонии, познакомился с будущей супругой - воздушной гимнасткой. «Чтобы быть вместе, Милена предложила мне подумать о профессиональном росте, - вспоминает дрессировщик. - И я принял решение заняться артистической карьерой. Акробат из меня бы не получился. Начинать гимнастом в 22 года уже поздно. Не те физические данные. Поэтому решил быть дрессировщиком. Вместе с будущей женой выбирали, с кем работать. Собачки, обезьянки, медведи... Мне они казались непафосными животными».
На видеокассетах Владислав увидел, как выступают дрессировщики со львами, и решил попробовать. Первых двух львят за 1600 долларов купил в Екатеринбургском зоопарке. 22-дневных Залика и Наиру Владислав кормил из пипетки, когда подросли - выгуливал на поводке по городу.
Вскоре дрессировщик взял себе ещё одного львёнка. «Они жили со мной в квартире. Я думал, что так львята ко мне быстрее привыкнут, - вспоминает Владислав Викторович, - пока в шесть месяцев они не превратились во взрослых хищников, которые, как танки, бегали по квартире, гадили, хватали за ноги, рвали одежду». Из-за отсутствия опыта с их дрессировкой ничего не получалось. И Владислав, отдав львов, решил вернуться к административной работе, которой занимался около года.
ГРИВЫ - ЭТО КРУТО
Однако мысли об оставленном увлечении не давали покоя будущему артисту. Он решил попробовать снова. «Никто не выдавал мне секреты дрессуры. Всё в нашей профессии покрыто мраком. Знания передаются только внутри цирковой династии, - отмечает Владислав Гончаров, -или «заклеточным» стажёрам, которые долгое время помогают маститым дрессировщикам. Я же, не имея никакого опыта, шаг за шагом самостоятельно, набивая шишки, наступая на грабли, начиная всё заново, стремился к своей цели. Каждый день сквозь слёзы, нервы и переживания я продолжал репетировать.
Сначала это было ребяческое увлечение, потом хобби, затем профессия. А сегодня дрессура - это образ жизни».
В итоге спустя время львы уже могли сидеть на тумбах и не спрыгивать без команды. «Заставить царя зверей оставаться на месте и ходить по команде очень сложно, а для обычного обывателя - просто невозможно. С руки этого хищника не прикормишь - нужна палочка, так как у него огромные клыки. Когда львы начинают спрыгивать, тяжело снова руками водрузить на тумбу большое животное».
Вскоре возникла новая проблема. В четыре года львы стали половозрелыми. «В результате двое самцов начали делить самку, а когда я вошёл в клетку, набросились и на меня. Тогда я понял, что львам с львицами работать невозможно, и поменял самку на львёнка», - рассказывает дрессировщик.
Самки, по словам Владислава Гончарова, умнее, работать с ними интереснее, у них сумасшедший темп. А вот заставить бежать льва очень сложно. Несмотря на это, вскоре у Гончарова на арене стали выступать пять львов, потом шесть. «Я увидел в этом эффект. Пусть у них и небольшая динамика, но когда на арене выступают мощные животные с гривами - это просто круто», - уверен Владислав.
Теперь он работает с группой из 12 львов, двое из которых -белые. Их дрессировщику привезли из ЮАР.
БЕЗ СТРАХОВКИ
Владислав Гончаров всего несколько раз подвергался серьёзным нападениям львов. А то, что на представлениях постоянно рычат и огрызаются, так это в порядке вещей. «Я принципиально их не усмиряю, чтобы зрители видели, что в цирке выступают настоящие хищники, которых не запугивают и не подавляют. Не колют палками и не бьют, - рассказывает дрессировщик. - У меня нет ни пистолета, ни брандспойта, чтобы отгонять зверей, так как на 99 процентов уверен, что в моей работе будет спокойствие и уравновешенность. Не потому что я такой крутой. Просто не хочу нагонять ненужный страх.
Чем больше его ощущают зрители, тем меньше выступление вызывает позитивных эмоций. Поэтому я выхожу на арену без защиты, без помощи, один. И все думают: "Аххх! Вот это парень, вот это круто". На арене хожу, как канатоходец без страховки. В этом есть героизм, благодаря которому я смог добиться сумасшедших результатов на международных конкурсах».
Для того чтобы не применять силовое воздействие на животных, по мнению дрессировщика, необходимо изначально подходить к ним с лаской, любовью и поощрением. А чтобы избежать трагедии, Владислав постоянно внимательно наблюдает за поведением животных вне арены. «Мне важно знать настроение каждого хищника. Лев может быть в «неадеквате», если у него гормональный всплеск. Тогда я такого артиста на арену не вывожу», - подчёркивает Владислав.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОЛОВОЙ В ПАСТЬ
«Каждый день на репетиции я засовываю голову в пасть льва, не контролируя челюсти животного руками. И держу так голову очень длительное время», - говорит об опаснейшем трюке Владислав Викторович. Для того чтобы исполнить данный элемент, понадобилось четыре года репетиций. «Начинал с того, что просто подходил к зверю, потом дотрагивался до морды, ещё через какое-то время на секунду по сантиметру открывал пасть.
Добивался того, чтобы лев привык и не бил меня лапой, не отворачивал челюсть», - рассказывает о методах работы дрессировщик. Исполняет этот трюк всегда один и тот же зверь по кличке Цезарь. «Когда он в плохом настроении, этот трюк не делаю. Боюсь. Ведь даже у механизмов бывают сбои, а тут ведь настоящие хищники. И улавливать настроение мне приходится одновременно у десяти животных», - добавляет артист. Среди множества трюков в арсенале Владислава Гончарова - «веер»: когда десять львов ложатся рядом, и на этот живой ковёр взбирается дрессировщик. Потом животные встают и начинают синхронно двигаться. «Провести их два круга по арене очень сложно. Для этого нужно тренировать львов с детства, подвешивая к палочке кусок мяса, чтобы они учились бегать по кругу. С тиграми такой трюк сделать легче, - говорит Владислав. - А львы - медлительные, любят друг с другом ласкаться и воспринимают выступление, как игру».
А ещё его львы заходят на пирамиду, перепрыгивают через шею дрессировщика, что крайне опасно, так как эта часть тела в момент трюка ничем не защищена. Не прыгают они только через горящий обруч. «С огнём не работаю принципиально, чтобы не быть похожим на других», - подчёркивает артист.
ВТОРОЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ
Львы - это семейные животные, но если они будут жить семьёй в цирке, то не смогут работать. Начинают друг за друга заступаться. «Молодые львы недисциплинированные. Постоянно дурачатся. Могут в любой момент спрыгнуть с тумбы, а если за ними последуют взрослые, думая, что это игра, то выступление может вообще перерасти в драку», - делится опытом дрессировщик, которому, помимо выдержки и терпения, для выполнения ряда трюков требуется большая физическая сила.
Для того чтобы взваливать во время представления на плечи 220-килограммового льва, Владислав делает каждый день становую тягу со штангой весом 200 килограммов и «жмёт» от груди 120 килограммов. Тренируется он и на беговой дорожке.
«Я дважды становился золотым призёром цирковых конкурсов - в Москве и Будапеште. Удостоен первой премии за выступление в Питере. Я второй дрессировщик львов на постсоветском пространстве, который выступил на международном конкурсе в Монако. Ещё один -это Николай Павленко, которому уже 70 лет», - рассказывает об итогах 14-летней работы дрессировщиком Владислав Гончаров.
«Нужно ли львам ощущать в вас вожака своего прайда?»
- интересуюсь у артиста. «Это ошибочное мнение. Я для них
- коллега и не перехожу черту.
Поэтому у нас не возникает стычек. Пусть выясняют, кто из них лидер, между собой».
Под руководством Владислава львы изменяют принципам своего поведения в дикой природе, когда сильный вожак изгоняет из прайда остальных львов. «Моё выступление показывает то, что невозможно увидеть в обычной для них среде обитания - саванне, - подчёркивает Владислав Викторович. - Ведь цирк - это искусство удивлять».
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ