- Наум Михайлович, так всё-таки, что такое менторинг и для чего он нужен, на ваш взгляд?
- Менторинг - длительные отношения между ментором (опытным предпринимателем) и новичками в бизнесе. Ментор добровольно и бесплатно в своё свободное время делится опытом, знаниями и связями, а начинающий предприниматель развивает профессиональные навыки и ищет пути решения проблем. Я считаю, что чем больше у нас будет таких специалистов, тем легче у молодёжи можно будет развивать предпринимательскую жилку.
- Как вы думаете, на что нужно делать основной упор при подобном общении с молодёжью?
- Нашим молодым людям, учащимся, студентам, нужно перестать бояться быть успешными. А в основе любого успеха лежит желание жить комфортно. Я не считаю зазорным стремление иметь комфортный автомобиль, хорошую квартиру, возможность путешествовать. Такое сознание нужно воспитывать у подрастающего поколения. Быть успешным и состоятельным -главная задача любого человека. А этого нет в нашем подсознании, и наши дети не впитывают этого со школьной скамьи, не учат этому и в вузах.
- Вам не кажется, что это пережитки советского прошлого, когда всё у всех должно было быть одинаковым?
- Да, действительно, так и есть. И меня очень радует фраза Александра Лукашенко, когда он сказал, что хочет, чтобы наши люди были богатыми. Будет богатым народ - будет богатым и государство.
- И каким образом должно строиться общение между менторами и студентами, учащимися?
- Приведу пример из личного опыта. Будучи в США по обучающей программе по обмену, я испытал культурный шок, когда на одной из лекций серьёзный специалист пришёл в аудиторию, сел на край стола и начал спокойно с нами не просто беседовать, но и дискутировать на предложенную тему. Это общение было не лекцией в её классическом понимании. По-моему, такого несколько неформального общения с успешными, умеющими презентовать себя, убедить, ради чего ты учишься в школе, институте, нам не хватает. Пожалуй, вузам и ссузам стоит постепенно вводить в практику нечто подобное. Пусть эти лекции будут добровольными, с участием 20-30 студентов, однако сам предмет обсуждения «Как стать успешным» должен быть.
- И как стать успешным?
- Я сам всегда говорю, что умение подать и продать -самое главное. И с площадки нашего республиканского чемпионата «Молодёжь в предпринимательстве» стараюсь донести до студентов, как важно уметь преподнести себя правильно. Чем дороже вы себя продадите, тем выше будет ваш успех.
- А как вы оцениваете потенциал нынешней молодёжи?
- Шикарно. И это несмотря на то, что, по моему мнению, не может быть 80 процентов успешных студентов. По закону Парето (принцип 20/80) очень успешными могут быть 20 процентов. Вопрос, как эти 20 процентов довести до ума? Заниматься надо успешными. Ведь если спросить у директора школы или ректора института, насколько хорошо он знает своих талантливых, подающих надежды учащихся, то, уверен, говорить он всё равно будет больше о неуспевающих. Успешные ведь не создают проблем. И, на мой взгляд, в этом наша ошибка. Зачем заниматься двоечником Васей, который прогуливает? В конце концов, за безалаберность его выгонят. А вот умным, грамотным, трудолюбивым нужно создавать всевозможные условия для дальнейшего развития. Приглашать их на встречи с бизнесменами, руководителями крупных компаний. Чтобы они уже могли с 4-5 курса познавать, так называемые азы «успеха» не из учебников. Ведь именно эти 20 процентов студентов в будущем и составят платформу развития государства.
- Всегда ли такие бизнесмены, и вы в том числе, находят время, чтобы уделять его студентам?
- Конечно. Ведь менторство, как я уже упоминал, и предполагает передачу своего опыта в свободное от основных дел время. Эта идея имеет двойную подоплёку. Первое - каждый, даже преступник, хочет поделиться собственным опытом, такова психология человека. Второе -каждый хочет показать, насколько успешна его компания, чтобы впоследствии к нему пришли лучшие специалисты. Тот руководитель, который не хочет этого делать, - недальновидный. Ведь таким образом можно обеспечить себе хороший кадровый потенциал. Поэтому подобные практики общения студент-бизнесмен нужно популяризировать. Надо понимать, что развитие любого предприятия зависит от подпитки, от молодых подготовленных кадров, а менторство - отличный способ такие кадры воспитать, просто руководителям стоит почаще выходить в студенческие массы.
Юлия КИРПИЧЁВА