Простой пример. Каждое утро наблюдаю, как под балконом сосед прогревает двигатель автомобиля. Делает он это основательно, долго, хотя температура воздуха ещё далека от экстремально минусовой. Вскоре другой заводит стоящую рядом машину, оба водителя, вероятно, люди не бедные и не очень стеснённые в средствах, о чём-то увлеченно беседуют, пока их «железные кони» греют свои моторы, причём работают двигатели «на подсосе», выбрасывая в атмосферу густую смесь отработанных газов и несгоревшего топлива. Мне всегда сразу вспоминается, что во многих странах «скупой» Европы не разрешается прогревать двигатель автомобиля более одной минуты, если водитель превышает этот лимит -его ждёт штраф. Думается, не самые бедные европейцы ввели такое ограничение не только преследуя цель охраны окружающей среды, но и руководствуясь экономическими соображениями. Конечно, каждый владелец заправляет топливный бак своего транспортного средства за свои кровные, и вроде бы это его личное дело - как расходовать топливо. Но давайте вспомним не такой уж давний энергетический кризис. Ведь во многом он был вызван именно привычкой водителей - в подавляющем большинстве стран мира -расходовать топливо без оглядки на то, во что это обходится. А что в итоге? Одним из результатов энергетического кризиса стало кратное в разы, подорожание нефтепродуктов. Но, видимо, не для всех это стало уроком, по крайней мере для многих наших автовладельцев.
Наблюдаются, к счастью, и факты противоположного рода. Порадовало, например, то, что в доме, где я живу, в подъездах установлены звуковые датчики, которые включают свет лишь тогда, когда на этаже появляются люди, и выключают его спустя какое-то время, чтобы не освещались пустые лестничные клетки. Соседи говорят, что такие реагирующие на звук шагов устройства стоят и во всех соседних домах. Наверное, было бы неплохо расширить эту практику на весь многоквартирный жилой фонд города. Такая задача стоит перед Гомельским городским ЖКХ, и будем надеяться, что в Год бережливости коммунальники с нею справятся.
Но главные резервы экономии в нашей стране, безусловно, кроются в производственной сфере. Недаром недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что у нас всё ещё остаётся низкой производительность труда. «Куда ни кинь -надо всё беречь, - сказал глава государства. -Купив определённый объём, из него надо произвести больше продукции, а бережливость - это один из факторов. Мы слишком расхлябанно относимся к нашим ресурсам, которые есть и которые закупаются за валюту. Если мы этот фактор мобилизуем, то получим хорошую по стране прибыль», -считает глава государства. Трудно с ним не согласиться. Пока же, к сожалению, примеров нерационального и расточительного хозяйствования слишком много. На многих предприятиях годами не устанавливается и приходит в негодность закупленное оборудование, всё ещё используются устаревшие затратные технологические схемы, впустую расходуются энергетические ресурсы. Уровень бесхозяйственности характеризуют данные Комитета госконтроля Гомельской области. За 11 месяцев года за различные нарушения и расточительность, которая для некоторых стала образом жизни, на субъекты хозяйствования региона только органами госконтроля наложено административных взысканий и экономических санкций более чем на 2 миллиарда 936 миллионов рублей. А ведь это деньги, которые могли бы быть использованы для развития производства, стимулирования роста производительности труда. Увы, пока же они лишь удваивают потери предприятий. В Год бережливости, очевидно, с таким положением мириться будет уже нельзя. Тем более что одними санкциями расточительность не победить. Нам всем ещё предстоит научиться быть бережливыми на производстве и в быту.
Александр ПОТАПЕНКО