Правду сказать, поначалу не было большого желания ехать в Юро-вичи, где должен был пройти трофи-рейд. Во-первых, потому что сам я не большой любитель автомобилей. Во-вторых, имел лишь примерное представление о подобных соревнованиях. В-третьих, в тот день (пятница, 28 июня), на который было назначено открытие трофи-рейда, с самого утра не ладилась погода. Небо то и дело прорывало, и оттуда потоками лилась вода. Но, как узнал позже, для проведения джип-триала это только лучше. (Уже на месте, снимая из засады невиданные ранее гонки, надо отметить, что трофи-рейд «Литвин-2013», прошед ший 28-29 июня, стал первым подобным соревнованием в Гомельской области. Нет, джип-триалы проводились. Но вот в таком жестком формате, как на Литвине, - такого еще не было. По крайней мере, так утверждали сведущие люди, бывшие на мероприятии. Так что в этом плане устроители состязаний - а это ЧСУП «Негрей С. В.» и ЧДТУП «БанСтрой» - оказались первопроходцами. Кстати, о них, устроителях, стоило бы рассказать отдельно и во всех подробностях. Ведь это именно благодаря их инициативе, организаторским способностям, а главное, увлеченности и энтузиазму, трофи-рейд состоялся. В роли генерального спонсора выступил Калин-ковичский мясокомбинат. Торговые палатки обеспечило торговое предприятие «Полесье-Полянка».
Как понятно из названия, проходил трофи-рейд в живописных и неповторимых своей красотой окрестностях ледникового озера Литвин, что рядом с древними Юровичами. От многих приезжих, да и калинковичан, два дня подряд пришлось слышать восхищенные отзывы о здешних местах. Местом сбора и постоянной базой на два дня стала агро-усадьба Сергея Гарбара. Сюда-то съезжались и свозились четырехколесные монстры. Некоторые из них были настолько переделаны, что не всегда угадывалась первоначальная модель. Испытать их на «Литвине-2013» съехались во-дители-экстремалы из Минска и Гомеля, Речицы и Бобруйска, Бреста и Гродно, Копыля и Светлогорска.
И вот пробил урочный час, объявили старты. Соревнования проходили в трех категориях: «Туристы» - обычные гражданские машины без широких колес и лебедок; «Спорт-1» и «Спорт-2» (машины с одной и двумя лебедками соответственно, оборудованные специально для бездорожья).
Получив напутствие от устроителей и спонсоров, экипажи (в каждой кабине были пилот и штурман) заняли свои места в кабинах. К моменту старта дождь прекратился, выглянуло солнце. И окрестности Литвина стали выглядеть еще привлекательнее. Стартовали экипажи в 18.00, а потому в зрителях недостатка не было: к этому времени очередная трудовая неделя уже закончилась, и к месту соревнований съехались едва ли не все Калинковичи. По крайней мере, на берегу Литвина я встретил столько знакомых лиц, с которыми в обычные дни виделся не так часто.
Кстати, об участниках. В преодолении бездорожья участвовали не только внедорожники. Был, например, экипаж мозырян на «Жигулях» 8-й модели. Но больше остальных зрителей, пожалуй, поразил юровича-нин Валерий Жолуд на тракторе МТЗ, которого с полным основанием можно назвать местным Самоделкиным. Он добровольно вызвался испытать своего «стального коня», и за сутки подготовил его к непростым состязаниям. И, забегая вперед, отметим, что выступил весьма достойно. Это именно ему зрители, коих собралось несколько сот человек, уже на второй день соревнований скандировали: «Даешь, «Белорус!».
Пользуясь навигатором, лопатой, бензопилой, а по желанию и веслами, экипажи должны были добраться до контрольных точек, сфотографироваться там и вернуться на базу. Но это лишь для человека несведущего может показаться простой задачей. На самом же деле до точек этих можно было добраться, лишь преодолев трясину и пески. Из 23 точек участники взяли лишь 13. Но при этом необходимо отметить высшей степени взаимовыручку, готовность в любую минуту прийти на помощь экипажу, который по ходу соревнований является твоим конкурентом.
Кроме того, участникам раздали большие пакеты для мусора. Один наполненный пакет засчиты-вался, как одна взятая точка. Надо сказать, экологический момент в состязаниях подобного рода присутствует всегда.
И вот - старт. Взревев моторами, машины и трактор МТЗ поехали, преодолевая довольно непростую трассу жидкой грязи. Многие зрители бесстрашно пускались вдогонку за машинами. Не имея намерений преодолеть те же препятствия, они снимали гонки, кто на что: фотоаппараты, мобильники и кинокамеры были в руках взрослых и детворы через одного.
Трудно описать словами захватывающее зрелище, которое с момента старта и на протяжении последующих двух суток разворачивалось на берегу озера Литвин и в его окрестностях. Все это надо было видеть своими глазами. Иной раз события вокруг происходили с такой быстротой и стремительностью, что не за всем можно было уследить. Скажу только, что второй день оказался не менее зрелищным, чем первый. В этот день участники трофи-рейда покоряли песчаные склоны. Уже после состязаний в показательных заездах свои способности продемонстрировали мотоциклисты. Побывали на «Литвине-2013» и участники байкер-ского клуба «8 регион».
Постепенно соревнования близились к своему логическому завершению. А тем временем в аг-роусадьбу Сергея Гарбара все ехали и ехали новые зрители. Многие сожалели, что не знали о мероприятии и пропустили самое интересное. Сергей Гарбар и его семейство принимали всех радушно. Два дня работала полевая кухня, и все желающие могли в любой момент угоститься бесплатной гречневой кашей и горячим чаем. На выбор предлагались с различными начинками пирожки - большие и маленькие. Готовилась уха, для участников трофи-рейда устроили баньку. Кстати, все без исключения участники трофи-рейда отметили домашнюю атмосферу, открытую и непринужденную, созданную стараниями семейства Гарбаров.
Ну, а потом подводили итоги. В категории «Туризм» первыми стали Александр Зарецкий и Евгений Зарецкий, вторыми - Алексей Бондарчук и Дмитрий Дробница. В категории «Спорт-1» сильнее оказались Андрей Ма-лыха и Александр Корнелюк, в категории «Спорт-2» - Максим Тимошенко и Виталий Нерон-ский.
Не забыли организаторы о Валерии Жолуде, который получил приз за активное участие в трофи-рейде, и о Сергее Гар-баре, без которого мероприятие врядли состоялось бы.
собую благодарность под бурные аплодисменты зрителей организаторы выразили Калинкович-скому райисполкому, вручив заместителю председателя райисполкома Виктору Замостику памятный диплом.
Высоко оценил проведенные состязания представитель Белорусской федерации автоспорта, организатор белорусских джип-триалов Евгений Сильвестров.
Воодушевленные тем, что первый блин не стал комом, к следующей гонке организаторы намерены отшлифовать регламент и расширить масштаб. Ну, а пока остается смотреть фото и видео и переживать незабываемые моменты Полесского экстрима. Именно так - «Полесский экстрим» - Сергей Негрей и Александр Банчук назвали клуб, образованный в нашем городе, в который приглашают всех экстремально мыслящих любителей автоспорта.
Александр ВЕКО.