СОЖЖЁННЫЕ ЦЕХА
Оккупанты подорвали или сожгли цеха заводов парово-зовагоноремонтного, станкостроительного имени Кирова, судоремонтного, «Гомсельмаш», «Красный химик», жироком-бината, спичечной, обувной, швейной, трикотажной фабрик, железнодорожный узел, речной порт, автобазы, драматический театр, Дом народного творчества, городские клубы, водную станцию, школы, детские сады. Общий урон, нанесённый народному хозяйству города, составил свыше 3 миллиардов рублей в довоенных ценах.
Архивные документы свидетельствуют, что в конце 1943 года в коллективе завода «Гомсельмаш» было 76 рабочих и служащих, завода имени Кирова - 18, завода «Двигатель революции» - 9, стеклозавода - 50 и кондитерской фабрики «Спартак» - 82.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕМОНТ
Первым был восстановлен железнодорожный узел. Он имел стратегическое значение в современном развитии производства, потому что через него шла интенсивная переброска на фронт боевой техники и живой силы. 28 ноября 1943 года работники паровозовагоноремонтного завода приступили к налаживанию деятельности предприятия. С декабря начались работы по разборке строений завода и восстановлению отдельных цехов. Из города Уфы, куда эвакуировался завод в 1941 году, возвращались станки и другое оборудование. Они были изношены, требовали ремонта и модернизации. За зимний период 1943-1944 годов была отремонтирована и запущена заводская электростанция, заработало несколько станков. В мае 1944 года под открытым небом начался ремонт первых пассажирских вагонов. В июле было отремонтировано 5 вагонов. Со следующего месяца количество отремонтированных вагонов возросло до 18. А в мае 1944-го из Мордовии в Гомель прибыло 30 вагонов с электрооборудованием, станками, инструментом, строительными материалами.
СТРОИЛИ ВСЕМ СССР
В восстановлении жилищно-коммунального хозяйства Гомеля участвовали строительные и проектные организации Киро-ва. На строительстве Гомельской электростанции трудились турбостроители Харькова и учащиеся ремесленного училища Москвы. Рабочие Урала, Башкирии, Сибири, Чувашии и Северной Осетии помогали восстанавливать паровозовагоноре-монтный завод. До конца 1944 года в Гомеле и Новобелице уже действовало 25 предприятий. Среди них - станкостроительный завод имени С. Кирова, кондитерская фабрика «Спартак», завод «Гомсельмаш», фабрика «Везувий», хлебозавод, городская электростанция, телефонная станция, почта. В этот период был оборудован интернат для рабочих станции Гомель, очищены помещения железнодорожного хозяйства, построено около двух десятков будок для стрелочников, восстанавливались помещения детских садов.
КИНОТЕАТР, МУЗЕЙ, БИБЛИОТЕКА
Постепенно начинала оживать и культурная жизнь города. Показом киноленты «Два бойца» 4 февраля 1944 года в помещении ДК Железнодорожников открылся первый городской кинотеатр. В конце апреля начались подготовительные работы по открытию областного краеведческого музея. В середине июля после ремонтных работ открылась областная библиотека, книжный фонд которой составлял свыше 30 тысяч томов художественной и политической литературы. В это же время были введены в строй дополнительные мощности на стеклозаводе, жиро-комбинате. Осенью начался выпуск пиломатериалов на восстановленном лесозаводе «Социализм». В начале декабря 1945 года свою первую продукцию выпустил новый цех по изготовлению колбас на Гомельском мясокомбинате. За 10 месяцев новобелицкий завод «Красный химик» изготовил свыше 400 тысяч флаконов одеколона.
НОВЫЕ ЗАВОДЫ И ДОМА
1946 год был стартовым первой послевоенной пятилетки. Выпуск валовой продукции гомельскими предприятиями союзного и республиканского значения увеличился по сравнению с предыдущим на 45 процентов. Годовые производственные задания досрочно выполняли стеклозавод имени Сталина, станкостроительный завод имени Кирова, шарикоподшипниковый завод, завод «Двигатель революции», Новобелицкий мясокомбинат, торфозавод «Большевик», швейная фабрика «Коминтерн», судоремонтный завод, фабрика «Полеспечать», плодовинзавод, Новобелицкий ликёроводочный завод, кондитерский комбинат «Спартак». Началось строительство новых предприятий: пивоваренного завода, мебельной фабрики, кожевенного и консервного заводов, завода бытовых электроприборов. В июле 1946 был принят в эксплуатацию железнодорожный мост через реку Сож, а вскоре введены 50-квартирный дом по улице Ленина и 32-квартирный по улице Первомайской.
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА 8 МАРТА
В начале 1947 года Министерство сельскохозяйственного машиностроения приняло решение о проведении на протяжении года работ по расширению мощности завода «Гомсельмаш». На эту цель выделялось 7,5 миллиона рублей. Были полностью восстановлены механический цех, литейный, кузнечнопрессовый и сборочные цеха. Рабочие и служащие предприятия получили жильё общей площадью около 4 тысяч квадратных метров, а также был построен детский сад.
8 марта на станции Гомель-Пассажирский началось строительство электростанции, предназначенной для обеспечения электроэнергией предприятий железнодорожного узла. 1 июля 1947 года начала выпуск продукции мебельная фабрика Новобелицкого лесокомбината. Коллектив Гомельской электростанции приступил к монтажу турбогенератора. А во второй половине месяца на Гомельском судоремонтном заводе было завершено строительство речного парохода «Чапаев».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЯТИЛЕТКИ
Жители Гомеля прилагали все усилия, чтобы как можно скорее восстановить сам город и его промышленность. Так, выпуск валовой продукции в 1948 году по сравнению с предыдущим предприятия Гомеля и Новобелицы увеличили более чем на 70 процентов. К 1950 году предприятия Гомеля не только возобновили довоенный объём выпуска продукции, но и освоили много новых её видов. В первую очередь, это было сделано на таких предприятиях, как заводы «Гомсельмаш», станкостроительный имени Кирова, электротехнический и «Двигатель революции». Только в 1950 году гомельчане дали стране сверхплановой продукции более чем на 41 миллион рублей. На протяжении пятилетки были восстановлены, построены и введены в эксплуатацию около 180 тысяч квадратных метров жилья.
Таким образом, жители Гомеля сумели не только достичь довоенного уровня развития, но и во многом его превзойти.
Подготовил Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ