К вечеру 25 ноября войска Белорусского фронта после длительных боёв в окрестностях нашего города с трёх сторон подошли к Гомелю. Угроза окружения вынудила гитлеровцев в ночь на 26 ноября начать отвод своих войск из междуречья Сожа и Днепра. В этот день утром в город вошли части 217-й и 96-й стрелковых дивизий. Одновременно с юго-восточного направления в город вступили части 7-й и 102-й стрелковых дивизий.
Хочется особо отметить отличившуюся в боях за город над Со-жем 96-ю стрелковую дивизию. Ей Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина от 26 ноября 1943 года было присвоено почётное наименование «Гомельской».
«Все друг друга поздравляли, обнимались», -вспоминает командир миномётной роты 331-го стрелкового полка капитан Платонов. Было чему радоваться и чем гордиться. В боях за Гомель эта бравая дивизия уничтожила 2607 вражеских солдат и офицеров, вывела из строя 147 пушек и миномётов, 8 танков, 136 пулемётов и другой техники. Взяли в плен 450 солдат и офицеров, а также в руки бойцов попали в качестве трофеев 90 орудий и миномётов и много разного снаряжения. Всего за отвагу и мужество, проявленные за эти дни, из дивизии были награждены орденами и медалями более семисот солдат, сержантов и офицеров.
Почётное наименование «Гомельская» было присвоено ещё 23 частям и соединениям, отличившимся в операции, а Золотой Звезды Героя Советского Союза за мужество во время освобождения Гомеля удостоились 17 человек.
ФЛАГ НАД ГОРОДОМ
26 ноября произошло ещё одно знаменательное событие. Ранним утром литсотрудник армейской газеты «Знамя Советов» 11-й армии лейтенант Григорий Кирилюк водрузил советский флаг на пожарной каланче. В это же время ефрейтор Михаил Васильев (на фото 2) - в будущем полный кавалер ордена Славы - изо всех сил сжимал в одной руке красный советский флаг, а другой цеплялся за покорёженную лестницу, чтобы установить флаг освобождения на здании городской электростанции. Солнце только-только начало показываться над горизонтом, и в полумраке было плохо видно, куда ступать... С крыши электростанции открывался страшный вид на город. Гомель снова стал советским, но он был разграблен и разрушен - обезлюдевшие улицы, обгоревшие здания школ, больниц, клубов, разрушенные промышленные предприятия, мосты.
За период оккупации Гомеля немецко-фашистские захватчики уничтожили свыше 20 улиц, более 5 тысяч домов. Жилищный фонд был уничтожен практически на 80 процентов. На крупнейших магистралях города, которыми являлись проспект Ленина, улицы Советская и Кирова, уцелело всего несколько полуразрушенных зданий. Дважды Герой Советского Союза, Почётный житель Гомеля Константин Рокоссовский в своих воспоминаниях написал: «Этого чудного города над Сожем не было, над ним пылал только красный флаг. Это было редкое явление, - продолжает маршал. - Гитлеровцы почти полностью разрушили Гомель. Красивый город был превращен в груды развалин. Враг с какой-то звериной злобой уничтожал все здания и постройки. Во время боёв на улицах города наши солдаты выловили множество факельщиков, имевших специальную задачу: поджигать уцелевшие дома». Скелеты обгоревших зданий, хаос развалин, груды щебня, зияющие пустоты пепелищ - таким увидели город гомельчане, вернувшиеся из эвакуации. Красивый и многолюдный город, насчитывавший 150 тысяч жителей до войны, обезлюдел.
ЛЕВИТАН ПРОВОЗГЛАСИЛ ОСВОБОЖДЕНИЕ
26 ноября семьдесят лет назад собравшиеся у радиоприёмников жители огромной страны с радостью и бесконечной гордостью услышали торжественный голос Юрия Левитана: «Войска Белорусского фронта, продолжая развивать успешное наступление, в результате смелого обходного манёвра сегодня, 26 ноября, овладели областным и крупным промышленным центром Белоруссии - городом Гомель, важным узлом железных дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев на Полесском направлении». Однако очередная победа на полях войны дорого обошлась Красной Армии. 21 650 погибших и 66 тысяч раненых солдат и офицеров - такова цена освобождения родного города. Потери же фашистов убитыми составили 3150 человек, ещё 12 013 были ранены в ходе боёв, а 2125 пропали без вести или попали в плен. За 20 дней Гомель-ско-Речицкой операции войска Белорусского фронта прорвали оборону противника в полосе шириной 100 километров, нанеся ему чувствительные потери, и продвинулись в глубину до 130 километров. В результате были созданы благоприятные предпосылки для дальнейшего освобождения Беларуси.
Житель Гомелыцины Владимир Фалецкий вспоминал: «Моя деревня оказалась в полосе действий 65-й армии. В ночь перед наступлением мама привела меня и сестру в полуразрушенную землянку в огороде. Сосед с семьёй укрылся в сарае. Внезапно туда вбежали трое в немецкой форме и с автоматами. На ломаном русском потребовали указать места, где спрятались люди. К обеду деревню освободили, а к соседу подошли трое советских солдат: «Отец, ты помнишь нас?» - «Нет...» - «Ну, как же, мы с тобой всю ночь ходили, ты показывал, где есть люди!» Оказалось, переодетым разведчикам поставили задачу узнать, сколько в деревне жителей, чтобы принять решение об использовании артиллерии. Орудия не применяли, и мы смогли вернуться в свои дома. Как я потом узнал, по приказу маршала Константина Рокоссовского военные позаботились о сокращении не только боевых потерь во время наступления, но и жертв среди мирного населения».
Подготовил Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ