- За последние годы увеличились расходы бюджетного сектора экономики. Это позволило реализовать немало социальных проектов в городе. А каковы основные итоги исполнения бюджета 2013 года?
- Хочу сказать, что бюджет города за последние пять лет вырос значительно - более, чем в 5 раз. Так, если в 2009 году бюджет города составлял 533 миллиарда рублей, то в 2013 в городской бюджет поступило 2736,2 миллиарда рублей. Такое увеличение связано с произошедшими изменениями в экономической и финансовой сфере, которые привели к изменению параметров формирования и использования бюджета как в целом по республике, так и нашего города.
Расходы бюджета города за 2013 год составили 2 триллиона 722,9 миллиарда рублей. По сравнению с 2012 годом, объём бюджетных расходов увеличился на 585 миллиардов рублей.
В ушедшем году бюджетом города исполнялись все взятые на себя обязательства: своевременно выплачивалась зарплата, в полном объёме производилась оплата за поставляемые коммунальные услуги. Также велась целенаправленная работа по обустройству города, укреплению материально-технической базы бюджетных учреждений, ремонту жилищного фонда и благоустройству города.
Оценивая итоги 2013 года, можно сказать, что средства местного бюджета, поддержка со стороны области и республики позволяли городу не накапливать проблемы, а разрешать имевшиеся. С участием средств города закончено строительство детской поликлиники в микрорайоне № 17, произведена модернизация снабжения больницы № 3 лечебными газами и реконструкция помещений под ожоговый центр. За счёт средств городского бюджета закончена реконструкция отдела ЗАГС Новобелицкого района, физиотерапевтического отделения больницы № 2, школы искусств по улице Ильича (на снимке).
- Елена Владимировна, расскажите о бюджете на 2014 год. В каком объёме он запланирован? От чего зависит его качественное исполнение?
- Бюджет города на 2014 год сформирован в полном соответствии с параметрами роста экономики, платёжного баланса и денежно-кредитной политики. Доходы бюджета составили 2 триллиона 768 миллиардов рублей. Сложившаяся структура доходов, в основном, сохранится. Как и ранее, основную долю поступлений составят подоходный налог и налог на добавленную стоимость, в совокупности их удельный вес в общей сумме доходов составляет более 50 процентов. Он оптимален по уровню расходов. Расходы бюджета города на 2014 год планируются в объёме 2 триллиона 768 миллиардов рублей. Бюджет не содержит излишеств, сбалансирован, предопределяет бережное и экономное использование каждого рубля.
- Что нужно сделать, какие принять меры по привлечению дополнительных поступлений в городской бюджет?
- Изначально необходимо выполнить доведённые показатели социально-экономического развития. Чтобы пополнить бюджет, задействуются все возможные доступные рычаги: активизируется внебюджетная деятельность в социальной сфере, проводится работа по вовлечению в хозяйственный оборот неэффективно используемого государственного имущества. Вместе с тем, организуются аукционы по продаже права заключения договоров аренды земельных участков, сдаче в аренду имущества городской коммунальной собственности.
Отдельно хочется отметить, что хорошим подспорьем для пополнения казны города является оказание спонсорской помощи организациями, предприятиями. В прошлом году от спонсоров в бюджет города получено порядка 25 миллиардов рублей, что позволило выполнить значительный объём работ по ремонту жилищного фонда, уличной дорожной сети и дворовых территорий города.
- Какие изменения появились в налоговом и бюджетном законодательстве в 2014 году?
- В области налоговой политики в 2014 году сохранена преемственность в достижении ранее поставленных базовых целей и задач, направленных на придание устойчивости формирования доходной базы бюджета.
Сохранена действующая ставка по НДС. В этом году изменяется порядок уплаты налога на прибыль и его распределение в местные бюджеты. В течение года налог на прибыль будет уплачиваться в бюджет ежеквартально, исходя из фактической прибыли. Налог на прибыль от республиканских предприятий, а также организаций с преобладающей долей государства будет полностью зачисляться в республиканский бюджет. А вот от предприятий коммунальной и негосударственной формы собственности по-прежнему 20 процентов будут зачисляться в бюджет города. Остальное - в областной.
Из нововведений отмечу и государственную пошлину на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Полученная сумма будет распределяться между республиканским и областным бюджетами по нормативу 50 на 50 процентов.
- Какие приоритеты бюджетной политики в расходах 2014 года?
- Бюджет города на 2014 год имеет выраженную социальную направленность. В его структуре социальная сфера занимает 70 процентов. Основной объём денежных ресурсов будет направлен на первоочередные расходы: зарплату, медикаменты, питание, трансферты населению, коммунальные услуги. Такая расстановка приоритетов призвана обеспечить бесперебойное функционирование бюджетных организаций.
Основную часть в финансировании социальных учреждений традиционно занимает образование - 33 процента. Следующая по удельному весу объёма финансирования - отрасль здравоохранения: 26 процентов. По 1,8 и 1,2 процента от общих расходов города получат спорт и культура соответственно.
- Одна из главных задач государства - сохранение достигнутого социального развития общества. И здесь немаловажная роль уделяется социальной поддержке граждан. Что на эти цели планируется в бюджете города?
- Основные направления расходов на социальную политику в структуре бюджета возрастут на 22 процента и будут включать в себя расходы на социальную защиту.
Так, на оказание адресной социальной помощи населению предусмотрено чуть более 11 миллиардов рублей. На бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни предусматривается 10 миллиардов рублей. Также в бюджете предусмотрены средства на оплату транспортных услуг социального такси в размере 550 миллионов рублей. 126 миллиардов рублей будет направлено на бесплатное питание учащихся образовательных учреждений, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
- Насколько весом вклад частного бизнеса в бюджет города?
- В доходах городского бюджета вклад субъектов частного бизнеса составляет около 470 миллиардов рублей. Поступления платежей от данной категории плательщиков, по сравнению с 2012 годом, увеличились в 1,4 раза.
- Известно, что населением оплачивается лишь часть расходов по жилищно-коммунальным услугам. Как это скажется на расходах бюджета 2014 года?
- В 2013-м населением оплачивалось 24 процента расходов, оставшаяся часть покрывалась за счёт бюджетных средств и прочих доходов жилищно-экс-плуатационных предприятий. На этот год в бюджете города на возмещение расходов по жилищно-коммунальным услугам предусмотрено 237 миллиардов рублей, что на 21 процент больше расходов прошлого года.
- Выделяются ли средства на возмещение затрат по перевозкам пассажиров городским общественным транспортом? Предусмотрены ли средства на обновление транспорта?
- В ушедшем году в результате сдерживания тарифов на государственном уровне населением возмещено лишь 55 процентов затрат по перевозкам пассажиров. 38,5 процента покрыто бюджетными субсидиями при планируемом уровне возмещения затрат бюджетом в размере 20 процентов.
На 2014 год на указанные цели в бюджете города предусматриваются расходы исходя из уровня возмещения затрат - 22 процента.
А вот расходы на обновление подвижного состава, в соответствии с программами развития пассажирского транспорта, предусмотрены в областном бюджете.
- При социальной направленности городского бюджета на 2014 год будут ли выполняться работы по ремонту объектов у лично-дорожной сети города?
- Обязательно. На эти цели в бюджете города на 2014 год предусматривается практически такая же сумма, как и в прошлом году. Кроме того, как и в 2013-м, мы планируем привлечь и иные источники финансирования. К примеру, спонсорскую помощь.
Подготовила Наталья ЛУКАШЕНКО