В более распространённой трактовке каланча - наблюдательная башня при пожарной части. Устаревшее значение - дозорная (оборонительная) башня, чем она и была изначально, в основном, на южных рубежах государства российского. Само слово заимствовано из тюркских языков (kalansa от турецкого kale - «крепость»). Есть ещё парковые каланчи, самая известная из них с различными наворотами была сооружена в Пятигорске в 1840 году братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы. Радовала отдыхающих в Пятигорске она недолго, так как была разрушена во время гражданской войны. А вот в центральном гомельском парке такой праобраз парковой каланчи - смотровая башня - остался.
Пожарные каланчи в Российской Империи начали активно строиться с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804 года). Как правило, каланчи венчали двух-, трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации: вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.
Пожарные каланчи в больших и малых городах СССР строились вплоть до 30-х годов XX века. Однако затем повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро «Сокол».
В странах, подверженных лесным пожарам (США, Австралия, Япония, Греция...), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, оснащаются специальными приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями.
Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, высотой 69 метров. С учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо, США - 4028 метров над уровнем моря. Да и в других странах (Франция, Италия, Испания...) в городе можно встретить пожарные башни-каланчи, уже утратившие своё назначение, но являющиеся своеобразны ми памятниками истории и архитектуры.
Это объяснимо, так как зачастую они строились в самых центрах городов или на их главных площадях, причём известными архитекторами. В России каланчи, имеющие архитектурно-художественную ценность, сохранились в Костроме, Галиче, Рыбинске, Балакове, Сердобске, Угличе, Ярославле, Трубчевске... Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге.
В Гомеле к строительству пожарного депо (пожарного дома, пожарной части) и каланчи (пожарной вышки) также подошли основательно. Здания были построены на центральной площади города (ранее носящей имена Базарной, Соборной, Соборной базарной, Советской, а с 1958 года - В. И. Ленина) по проекту 1913 года известного гомельского архитектора Станислава Шабуневского.
На самом верху аланчи во все времена года по круговой галерее ходил дежурныи пожарный, подававший в случае пожара в той или иной части Гомеля сигнал тревоги.
Как пишет в одной из своих книг, посвященных гомельской истории, профессор Александр Рогалев, под пожарной вышкой находился один из гостиных рядов на 50 лавок главного городского базара (гостиный двор и торговые ряды), от которого в Новую Белицу регулярно ходила конка, перевозившая за раз по 20-30 пассажиров.
Каланча видела немало праздничных парадов, которые «транзитом» проходили через центральную площадь, уцелела она и во время войны. Именно на ней 26 ноября 1943 года, в день освобождения Гомеля, сотрудник газеты «Знамя Советов» 11-й Армии лейтенант Григорий Кирилюк водрузил красное знамя.
Ещё двадцать лет после победы в Великой Отечественной войне здания депо и каланчи органично вписывались в облик города и его главной площади, пока в апреле 1965 года они не были снесены.
На месте каланчи ныне высится здание РУП «Белтелеком» (введено в эксплуатацию в 1981 году как Дом связи), несомненно, более современное и также по-своему украшает площадь, а уж востребованность всех услуг компании (телефонная связь, Интернет) у гомельчан просто не знает границ.
Кстати, ещё несколько слов о каланче. Из фразеологического словаря русского литературного языка явствует, что «пожарной каланчой» или просто «каланчой» ранее в обиходе также называли очень высокого человека. В нашем детстве это выражение встречалось повсеместно. Сейчас оно употребляется очень редко, видимо, потому что уже нет самой настоящей пожарной каланчи.
Подготовили Сергей ВЕРШИНИН, Анна КРАВЦОВА.