Поклонникам изобразительного искусства нашего города хорошо известно это имя. Николая Степановича помнят как великолепного мастера лирического пейзажа, прекрасного портретиста. Мне, автору этих строк, не однажды приходилось любоваться его работами, слушать рассуждения художника о любви к жизни и живописи, которые, на его взгляд, тесно взаимосвязаны. До сих пор помню щемящую нотку грусти в его «Осени на Полесье» и неподдельное чувство восторга в «Утре над Сожем».
К сожалению, уже нет среди нас Николая Степановича. Осталась его живопись. Например, в золотой фонд искусства Беларуси вошла его живописная работа «Берёзовик». Ему, бывшему фронтовику, была очень близка тема героики, которой посвящена значительная часть его картин. А когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, художник был одним из первых, кто откликнулся на эту беду. Он написал много портретов ликвидаторов аварии.
Николай Степанович был щедрым человеком. Он подарил много картин Оршанскому музею (Оршанщина - его малая родина - прим. автора). Значительная часть их находится в Светлогорской художественной галерее имени Г. Прянишникова.
Говорят, человек жив, пока жива память о нём. Эту истину еще раз подтвердили ученики Николая Полянкова, которые и организовали данную выставку. Это члены Белорусского союза художников Анатолий Отчик, Любовь Степанова, Леонид Кирьянов, сами уже известные художники Беларуси. В память об учителе они выставили на суд зрителей 28 работ. Разные по стилю, манере исполнения, содержанию, они все достойны нашего внимания. И только одна работа в экспозиции принадлежит Николаю Степановичу. Это портрет индийского мальчика, который сразу бросается в глаза посетителям, мастерством исполнения. Когда-то художник путешествовал по этой стране, что и выплеснулось на холсты из его сердца.
В этот вечер было много воспоминаний. О том, каким добрым и сердечным человеком был Николай Степанович, как трепетно и заботливо относился к своим ученикам, каким требовательным был к себе. И, конечно же, говорили о его музе, верной спутнице жизни Марии Ивановне. Сколько же она позировала для его набросков, как бесконечно он переделывал и подправлял «натуру»!
Наверное, не так уж и важно, что всего только одна работа этого прекрасного живописца демонстрируется на выставке. Ведь учитель продолжается в учениках.
Алина КЛЫГА