Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 26-06-2013, 16:19

Крестьянин, изобразивший Беларусь

Его именем названа картинная галерея в нашем городе. Пожалуй, при жизни такой чести удостаивается редкий художник. Гавриил Ващенко отметил 85-летний юбилей. Его картины представлены почти в тридцати музеях разных стран, в том числе и в Третьяковской галерее. Мастер не только привёз в Гомель новую выставку «Тайна ночи», но и рассказал о том, почему его краски наполнены цветом родной земли.

РЕКОРД МОЛДОВЫ

- Гавриил Харитонович, как бы вы охарактеризовали процессы, которые происходят сейчас в изобразительном искусстве на постсоветском пространстве?

- Отслеживая развитие искусства в странах СНГ в XXI веке, пришёл к выводу, что в последнее время очень сильно влияние западного искусства на этот регион. Изобразительное искусство реалистического направления, особенно в Москве, свою марку потеряло.

- А как бы вы оценили современное состояние монументального искусства?

- К сожалению, того накала, который был лет 30 назад при буме строительства, сейчас нет. Монументальное искусство свернуло на рельсы декоративности.

- Какой момент в вашей педагогической деятельности вы считаете переломным?

- Их было несколько. После окончания института я был направлен на педагогическую работу в Молдову. Преподавал живопись в училище. Из 12 моих выпускников 10 поступили в вуз. Тогда для Молдовы это был рекорд, который до сих пор никто не побил. Когда появилось постановление партии и правительства о внедрении в художественных вузах прикладных отделений, я прошёл по конкурсу на замещение вакантной должности заведующего кафедрой монументального искусства в Белорусском театрально-художественном институте, (ныне Белорусская академия искусств) и руководил ей 30 лет. Сейчас в основном занимаюсь творческой работой в мастерской и горжусь тем, что на различных выставках самого большего внимания удостаиваются мои выпускники.

РИСОВАЛ ДЛЯ ПАРТИЗАН

- Вы родились в Брагинском районе. Ваша деревня во время войны была сожжена, и вас приютил партизанский отряд....

- Да, я попал в партизанский отряд в 15 лет и пробыл там семь месяцев. Партизанское движение, которое представлено в литературе, изобразительном искусстве, как правило, показано с героической стороны. Хотя в реальной жизни многое было связано с лишениями и невзгодами. Больше всего запомнились бои с карательными отрядами, которые сжигали деревни. Только благодаря партизанскому движению тогдашний Комаринский район сожгли не полностью.

- Правда ли, что вы рисовали для партизан карты?

- Благодаря этому и попал в партизанский отряд. Когда партизаны пришли ночью в мой дом, то увидели колоду игральных карт. Спросили: «Кто это сделал?» Узнав, что я, поинтересовались: могу ли нарисовать топографическую карту местности? Я и нарисовал.

ХУДОЖНИК ОТ ЗЕМЛИ

- Когда вы поступали в Киевское прикладное училище, то опоздали на вступительную компанию на два дня. Каким образом вам удалось обратить на себя внимание приёмной комиссии?

- Рисунков и домашних работ со мной не было. В приёмной комиссии сидела пожилая женщина - опытный педагог. Наверное, я внушил ей доверие, и меня допустили к экзаменам. Даже карандаш и лист дали. Я сделал рисунок, живописную работу, и меня с успехом приняли.

- В вашем возрасте театральные актёры сожалеют о том, что им не удалось сыграть роль Гамлета или короля Лир. Что вы хотели сделать в изобразительном искусстве, но не успели?

- Моя судьба сложилась так, что в тот период, когда я начинал свою творческую деятельность, СССР переживал переломный период - развенчание культа Сталина. Происходили демократические процессы в искусстве. Оно стало более гражданственным, реалистичным. Поэтому на заре моей творческой деятельности передо мной были открыты все горизонты. То, что мне позволили мой талант и время, я смог реализовать.

- А почему в вашей палитре преобладают коричневые и пастельные тона?

- По происхождению я крестьянин. Мои родители и все мои предки были крестьяне, связанные с землёй. Это цвета земли, цвета моей Родины.

- Как бы вы охарактеризовали выставку, которую представляете сегодня?

- После окончания училища я почти год работал на Киевской киностудии, художественным руководителем которой был режиссёр Александр Довженко. Как-то он вернулся со Всесоюзной художественной выставки в Москве, собрал художников и стал делиться наблюдениями. По его словам, на выставке было представлено много разных тематических работ, но по стилю, приёмам, видению сложилось впечатление, что картины выполнены одним художником. «Я бы предпочёл всесоюзную выставку, посвященную одной теме, например, Красной площади, но хотел бы увидеть её глазами разных художников. Чтобы в работах проявлялась их индивидуальность», - сказал он. Что касается экспозиции, которая представлена в галерее, то на протяжении многих лет меня интересовала ночь. Своей таинственностью, необычайным звучанием красок. И я из года в год обращался к этой теме. Когда создавал выставку «Тайна ночи», то вспомнил тезис корифея кинематографа Довженко и посвятил её одной теме - ночь. Постарался воссоздать её на полотнах во всех нюансах, в различном освещении, при новолунии, полнолунии и представил всё это на ваш суд.

ДЕРЕВНЯ ИСЧЕЗНЕТ?

- Вы говорили, что, когда увидели свою деревню Чика-ловичи после войны, у вас было понимание, что она возродится. После Чернобыля вы поняли, что этого уже не произойдёт, не будет больше вашей малой Родины. Сегодня ваше мнение изменилось или осталось прежним?

- Сложный вопрос. Дело в том, что деревня как таковая, в принципе, начинает исчезать. Мне приходилось бывать в Западной Европе. Деревень, в нашем понимании, которые ещё остались в Беларуси, там уже нет. Есть поселения полугородского типа для людей, которые занимаются сельским хозяйством. Но это не та романтическая деревня, в которой я родился. Время неумолимо изменяет облик сёл. Той патриархальной деревни, в которой я вырос, наверное, уже не будет. По этому поводу у меня остались ностальгические чувства.

- На ваш взгляд, это нормальное проявление прогресса, когда деревня превращается в городок с населением, работающим на земле?

- Крестьянин, в социальном понимании этого слова, исчезает. Помните греческий миф об Антее, которого оторвали от земли, и он начал терять силу?

Крестьянин после того, как перед его домом стали асфальтировать дороги, строить двух-трёхэтажные особняки, превратился в сельскохозяйственного рабочего. Крестьянин как тип, который формировался в веках, и у нас, и за рубежом исчезает.

КВАДРАТ БЕЗ «ГУЛЬНI»

- С какими мыслями вы ложитесь спать? Изменились ли они со времени вашей молодости?

- Художник складывается как личность, как творец в детстве. И хотя мои родители были далеки от изобразительного искусства, чувство прекрасного я перенял от матери. Помню, кода был студентом института, то приезжал на каникулы в свою деревню, чтобы помочь маме по хозяйству. А в свободное время писал этюды женщин, возвращавшихся с поля. Несколько женщин долго не уходили, пока я не закончил работу, и одна из них, взглянув на мои зарисовки, вздохнула и сказала: «Боже мой. Я всю жизнь прожила на этой земле и впервые увидела, как это красиво».

- Ваше восприятие красоты с возрастом как-то изменилось?

- Формирование взгляда на жизнь происходит в детстве. Потом оно только шлифуется. И за этой красотой не стоит никуда ехать. Она рядом. Например, художник Аркадий Пластов прожил всю жизнь в деревне и смог выразить всю Россию. Но можно объездить весь мир и, кроме репортажей, ничего не сделать.

- Разделяете ли вы восхищение признанными мастерами абстрактного искусства: Кандинским, Малевичем, Пикассо?

- Не стоит путать этих художников. Их позиции совершенно разные. Почему появилось искусство Малевича и Кандинского? Нужно учесть, что в России было предреволюционное время, когда ломались исторические и религиозные устои. Эти авторы имели прекрасное академическое образование, но появились новые идеи и новое искусство. Чёрный и красный квадраты Малевича - это на самом деле серьёзные вещи, и никакая не «гульня». Он хотел найти эквивалент выражения современного искусства. Когда я поступил в художественный институт Львова, многие учебные заведения были под влиянием сталинской конъюнктуры. Но именно в этом городе сохранилась европейская изобразительная школа. Мои преподаватели заканчивали образование в Париже и Риме. Изучая «азбуку» изобразительного искусства, они давали лист зелёной бумаги, на котором нужно было компоновать тот самый квадрат. Кажется, элементарно. Но то, как ты это делал, давало понять, насколько художник чувствует цвет и пропорции. Основы этой грамоты в начале XX века из России попали на Запад. Сейчас это формальное искусство оттуда возвращается к нам.

- Известны ли вам современные белорусские художники и кого вы хотели бы отметить?

- В искусстве понятие молодой - относительно. Бывает, по возрасту молодой, а по художественным позициям - дряхлый старик. А бывают люди в возрасте, но с юношеским запалом.

- Гавриил Харитонович, что, как вам кажется, привлекает в ваших работах зарубежного зрителя?

- Им хочется познать тот народ, который представляет автор. Малевич и Кандинский, к примеру, в искусстве не представили Россию. А Пикассо при всех формальных вывертах и том, что он всю жизнь прожил во Франции, -испанский художник по колориту, темпераменту. Мастер имеет целостность, когда он представляет страну, народ и какую-то эпоху.


Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930