Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 4-06-2013, 17:27

Сильны ли знаниями нынешние школьники?

Вот и прозвенел прощальный звонок для выпуск- j ников - 2013. Впереди у них школьные экзамены, выпускной бал, поступление в вузы, первая сессия, диплом. Однако все ли желающие поступить в высшие учебные заведения пройдут по баллам? В Министерстве образования Республики Беларусь подвели итоги вступительной кампании 2012 года и определили проблемы с абитуриентским отбором в текущем году. Ожидаются хронические недоборы во многие вузы, что приведёт к сокращению приёма по некоторым специальностям, либо придётся выбирать из числа худших. С чем связана такая ситуация? Неужели успеваемость нынешних школьников упала ниже плинтуса? А может, проблема в другом?.. О школьном образовании рассуждают специалисты городских образовательных учреждений, родители.

Владимир ГЛАЗУНОВ, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодёжи УО «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»:

- Я бы не сказал, что образованность резко падает. Если сравнивать результаты тестирования по среднему баллу прошлых лет, изменения незначительные. Если рассматривать общий средний балл в целом по республике, то по прошлому году мы даже приросли - среди всех 6 областей Гомельская заняла третье место. Улучшились тестовые показатели по русскому и белорусскому языкам, а по физике мы с шестого места поднялись на четвёртое. Очень высокие баллы и по географии.

На сегодняшний день, если посмотреть на будущих участников ЦТ, школьники, которые планировали поступать в вузы, практически все зарегистрировались. По состоянию на 21 мая «не дошли» ещё около 700 человек. Из почти 6 тысяч желающих это немного. Думаю, на бюджет недоборов практически не будет.

Проблемы, по моему мнению, будут с абитуриентами, планирующими поступать на заочную форму обучения - пока наблюдается уменьшение количества желающих поступать в вузы. Во-первых, повысился бал, и сдача наудачу стала проблематичной. Некоторые задумались, а стоит ли идти сдавать это тестирование, риск-то не сдать большой. Те вузы, у которых имеет преимущество заочная форма обучения, вероятно, понесут потери.
Вопрос недоборов в большей степени социальный, чем образовательный. И существуют проблемы с профессиональным выбором абитуриентов. На престижные специальности поток растёт, а на некоторые важные для народного хозяйства специальности спрос падает. Многое зависит и от проходных баллов. Чем выше, тем больше сомнений. Отсюда и недоборы.

Виктор КИРИЕНКО, проректор по учебной и воспитательной работе УО «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»:

- На мой взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является демографическая обстановка. С каждым годом всё меньше и меньше выпускников школ и гимназий. Мы медленно приближаемся к демографической яме.

На втором месте, возможно, будет недостаточный уровень подготовки учеников. И это связано, в большей степени, с начавшимся ещё 18 лет назад переводом средних школ в лицеи, гимназии. Тогда пытались чуть ли ни с первого класса готовить финансистов, экономистов, правоведов и так далее. Понятно, что этот эксперимент не мог пройти просто так. Поэтому нынешние школьники оказались без тех базовых знаний, которые необходимы для обучения в вузе.

Одна из причин заключается в ослаблении ажиотажного спроса на высшее образование. Очевидно, что сегодня не нужно заканчивать вуз, чтобы открыть, например, мастерскую по ремонту автомобилей, кабинет визажиста, парикмахера. Срок обучения по этим специальностям более короткий, но гарантированы более высокие заработные платы.

И ещё, в связи с обсуждаемым, хочу выделить один важный аспект. Не секрет, что в приграничных областях России расположена масса филиалов различных высших учебных заведений. В этих вузах не так сильно утруждают знаниями, как у нас. И заработная плата в России не ниже,; чем в нашей стране. Здесь я вижу большую опасность для белорусских вузов и государства в целом. Если родители готовы заплатить за образование ребёнка, то, естественно, выпускник не откажется от такого предложения. Кроме того, наши выпускники, получившие образование в России, будут потенциально готовы и для дальнейшей работы в этой стране.

Мне нравится образовательная система в Норвегии. Там молодые люди, окончив школу, год обязательным образом работают по предпочитаемой профессии. За это время абитуриент решает, стоит ли ему связывать жизнь с этой специальностью, либо искать себя в чём-то другом. Поэтому, прежде чем поступать туда, куда хочется, подумайте, а хватит ли знаний и будет ли от вас в дальнейшем польза обществу.

Галина БУЙ, директор гимназии № 71:

- Говоря о нынешних гимназистах, я могу сказать, что у выпускников уровень образованности, наоборот, с каждым годом повышается. Об этом говорят победы на республиканской олимпиаде, где наша область вырвалась на первое место после Минска. Недавно проходила областная олимпиада, и наша гимназия по количеству дипломов заняла 4-е место среди гимназий и лицеев Гомельской области. С каждым годом увеличивается число выпускников 11 класса, закончивших гимназию с отметками 9-10.

На поступление выпускники настроены серьёзно. По результатам опроса все будущие абитуриенты, как только прозвучит последний звонок, полностью окунаются в учебники. Что касается недобора в вузах, я не думаю, что он особо ощущается. Возможно, только на физико-математические специальности. Ведь сейчас школьная программа по этим предметам не позволяет ученикам глубоко вникать в теоремы и уравнения. Часы сократили, информации много. А разобрать три параграфа за 45 минут нереально. Вот и получается, что вроде как знают всё, но только поверхностно.

Однако хочется добавить и положительный отзыв. Благодаря новым белорусским учебникам по английскому языку учащиеся смогли повысить уровень развития устной речи, легче и быстрее осваивать грамматику.

Ирэна СЕДУН, учитель математики СШ № 24:

- Общий уровень образования школьников достаточно высокий. Учитывая то, что часы по математике сократили с 6 до 4, а программа осталась та же, школьники просто не успевают за такое короткое время разобрать необходимый материал. На один параграф отводится всего лишь 2-3 часа, а этого недостаточно для полноценного усвоения темы. Если сократили часы, можно было бы убрать и какие-то темы, которые не включены в ЦТ.

Ещё один момент. Ученики при наличии практически у каждого специальных решеб-ников уже не выполняют самостоятельно домашние задания. Следовательно, они не умеют сопоставлять, анализировать, доказывать. Вот и получается, что из-за поверхностных знаний школьников на физико-математических специальностях ощущается недобор.

Я думаю, многие заметили, что в настоящее время наша молодёжь не считает престижным высшее образование. То есть в университете нужно учиться не для того, чтобы овладеть знаниями и получить достойную профессию, а потому, что «без вышки не смогу открыть своё дело». Главное, любыми способами получить диплом. Хорошо, если вы угадаете и поступите, а как вы будете учиться? Некоторые студенты даже элементарных арифметических действий не могут сделать и рискуют закончить свою «вышку» уже на первом курсе.

Несмотря на эти нюансы, есть и способные ученики. В нашей школе в прошлом году самый высокий балл ЦТ по математике составил 84. А зачисляется в вузы более 70 процентов всех выпускников.

Александра СИДОРОВА, мама:

- Насколько я знаю, во многих школах к одиннадцатому классу ученики обычно уже определяются со специальностью и стараются изучать только те предметы, которые понадобятся при поступлении. В итоге выходит следующее: если они недобирают баллы на тестировании, не поступают туда, куда планировали, у них нет шанса пробиться во второй поток, который обычно идёт в августе. Мы же учили и сдавали только историю и русский (если, например, поступали в педуниверситет) и не рассчитывали, что «пролетим». Половина идёт в ссузы, некоторые год сидят дома и пробуют себя уже в следующем году.

На уровень образованности школьников влияет и их количество в классе. Если взять одну школу, где за партами сидит 10 человек, и другую, где 30, то естественно, преимущество будет у классов с меньшей наполняемостью. Чем меньше учеников, тем больше внимания им уделяется. В большинстве случаев получается так, что школьник, который в начальных классах отставал по программе, учился на 3-4, в старших -остаётся незамеченным, зачем его тянуть дальше, если есть дети намного способнее. А ведь может в нём скрыт какой-то другой потенциал. В качестве примера могу привести случай: в одной школе, где мальчик, с которым почти не работали, в 7 классе занял второе место на олимпиаде по химии.

Одной из основных причин недостаточной подготовки выпускников является изменение школьной программы - сокращение часов по некоторым предметам. Взять ту же литературу. Зададут прочесть объёмный роман, а ребёнок потом не спит ночами, потому что за пару дней его осилить нереально. Хотя мало кто из школьников сейчас будет корпеть над книжками. Есть Интернет, сокращённые варианты произведений, сборники сочинений, решебники... Ленятся наши дети учиться.


Елена ЖАНДАРОВА
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930