В заключительном этапе приняли участие 203 представителя школ, гимназий, лицеев. Из них почти 47 процентов получили дипломы. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество дипломов по белорусскому языку, физике, биологии, химии и немецкому языку. Улучшилось и качество полученных наград: так, в 2013 году было завоёвано 11 дипломов первой степени.
Наилучших результатов в этом году достигли Советский район Гомеля (21 диплом), Светлогорский (14) и Железнодорожный район областного центра (11).
Традиционно команда Гомельской области показала хороший результат по французскому языку, информатике, трудовому обучению, географии, второй год подряд результативной была команда по испанскому языку. Впрочем, отмечают в областном управлении образования, все команды выступили ровно, никто не позволил себе провалиться.
Говоря о том, что позволяет не первый год команде области удерживать пальму первенства, заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Жанна Жданович называет несколько важных направлений в работе:
- В первую очередь, это тяжёлый, кропотливый, ежедневный труд педагогов и детей. Во-вторых, даёт результат сложившаяся в Гомельской области система раннего выявления одарённых школьников. Для учеников 4-9 классов проводятся олимпиады уже на протяжении многих лет, а в этом году мы впервые провели конкурс «Детки» для учащихся начальных классов, чтобы одарённых ребят выявлять как можно раньше, а затем развивать эту одарённость. Немаловажна и подготовка детей в профильных лагерях во время школьных каникул. Не каждый учитель сможет работать с одарённым ребёнком, поэтому свои усилия мы направляем и на работу с тренерами команд, проводим для них фестивали. Нельзя не отметить также помощь и поддержку при подготовке к олимпиадам представителей высшей школы. То есть сегодня можно говорить, что наша команда, которая состоит из учителей школ, преподавателей вузов, института развития образования, отделов и управления образования, позволяет достигать успехов.
По словам Жанны Жданович, важным фактором является и существование в области системы стимулирования школьников и педагогов. Так, уже 9 апреля на коллегии управления образования состоится торжественная церемония награждения всех тренеров команд, готовивших детей, специальной премией начальника управления образования облисполкома. Также традиционно на августовском совещании проходит чествование, вручение губернатором ежегодных премий Гомельского облисполкома педагогам, которые подготовили победителей заключительного этапа республиканской олимпиады. Только в прошлом году на эти цели направлено свыше 236 миллионов рублей. Начиная с 1999 года, премии вручаются и учащимся, которые добились высоких результатов в интеллектуальной и общественной деятельности. Таким образом, за 15 лет награждены 720 талантливых молодых людей.
Однако времени почивать на лаврах нет: уже на этой неделе будет разработан план подготовки школьников к новой олимпиаде.
Быть участником олимпиадного движения - это постоянно находиться в поиске: всегда пытаться найти различные способы и варианты решения задачи, быть в курсе новых современных тенденций в науке, работать над собой, воспитывать в себе трудолюбие и упорство. Недаром говорят, что успех - это 5 процентов таланта и 95 - трудолюбия. С этими задачами с успехом справляются гомельские школьники.
В заключительном этапе республиканской олимпиады по 16 учебным предметам приняли участие 203 учащихся учреждений общего среднего образования Гомельской области, в том числе - 84 из города Гомеля. Дипломами победителей награждено 43 гомельских школьника, а это 44,8 процента от числа победителей областной команды.
- Радует, что в этом году учащиеся города не только удержали прошлогоднюю планку, но и улучшили качество полученных дипломов: 7 дипломов I степени (2013 - 2 диплома), - говоря о результатах заключительного этапа республиканской олимпиады, рассказала начальник отдела образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Анна Мельникова. - Среди учреждений образования лучшие результаты показали учащиеся гимназии № 51 Гомеля, Гомельского городского лицея № 1 и гимназии № 46 Гомеля имени Блеза Паскаля, гимназии № 58 Гомеля имени Ф. П. Гааза, средней школы № 49 Гомеля.
Мы верим в то, что каждый школьник, победивший в этом нелёгком интеллектуальном бою, ещё не раз с благодарностью вспомнит всех тех, кто сегодня разделяет его успехи. Хочется выразить слова благодарности всем педагогам, подготовившим ребят, и особое спасибо родителям, которые были рядом, поддерживали детей.
Также хочется выразить искреннюю признательность руководству, преподавателям высших учебных заведений города, всем тренерам областных команд, которые приняли активное участие в подготовке школьников к заключительному этапу республиканской олимпиады.
Дорогие ребята, вы преодолели много трудностей, ваши целеустремлённость и жажда знаний дали свои плоды. Пусть эта победа станет для вас стартом в покорении новых вершин». Не останавливайтесь на достигнутом, дерзайте! Пусть на пути у вас всегда горит зелёный свет!
* * *
Существенный профессиональный вклад в развитие олимпиадного движения города внесли тренеры городских команд Ж. Ф. Жадейко, В. К. Смольский, О. В. Бодунова, М. С. Долинский, О. И. Митра-хович, М. В. Буй, Г. Ю. Тюменков, Т. В. Янкович, О. Н. Пекарь, В. Е. Бондарев, И. Ф. Михальчик, 3. А. Богданович.
Выявить одарённость ребёнка - важнейшее и величайшее искусство педагога.
Им в совершенстве владеют наши педагоги: учителя математики А. Н. Струк (гимназия № 51), Т. С. Довженок (СШ № 30), Т. Ф. Эсмантович (СШ № 8); учителя русского языка и литературы Т. В. Киселева (СШ № 44), В. И. Горбач (гимназия № 58); учитель немецкого языка Д. И. Шинкевич (СШ № 49); учитель испанского языка Л. В. Вишневская (СШ № 17); учителя французского языка Т. И. Ла-пицкая, Л. В. Рабкина, 3. К. Терлецкая, А. Н. Смоль-ская (гимназия № 46), Е. П. Знахаренко (гимназия № 14), С. А. Булавинский (Гомельский городской лицей № 1); учителя химии Е. Н. Климович (СШ № 15) и Н. Г. Немцева (СШ № 61); учитель биологии A. В. Моргунов (гимназия № 56); учитель истории Е. Н. Карпечкова (СШ № 8); учителя обществоведения Т. В. Петухова (гимназия № 58), Е. Е. Ко-стюшко (Гомельская Ирининская гимназия); учителя трудового обучения Г. Н. Серебрякова (Гомельская Ирининская гимназия) и Т. А. Голенок (СШ № 47); учителя географии Н. А. Порошина (СШ № 47), B. А. Борисенко (СШ № 44), О. И. Митрахович (СШ № 59), М. Н. Возисов (гимназия № 58), Е. В. Лукашевич (СШ № 11), А. П. Тусова (СШ № 25).
Секрет победы
Гимназия № 51, учитель математики Александр СТРУК:
- Основное правило подготовки учащихся к интеллектуальным конкурсам - системная и непрерывная работа с детьми. В 2011/2012 учебном году я предложил проводить в гимназии круглогодичную олимпиаду по математике для учащихся 5-8 классов. Олимпиада вызвала интерес у ребят и прошла с большим успехом. С тех пор она стала традиционной. Кроме того, после года проведения олимпиады по математике в гимназии стали проводиться круглогодичные олимпиады по русскому, белорусскому, английскому языкам.
Разносторонняя и постоянная работа приносит свои плоды и в олимпиадном движении. Если в 2013 году только 1 учащийся гимназии завоевал диплом III степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по математике, то в 2014 году шестеро гимназистов представили город и область на заключительном этапе в городе Могилёве и завоевали дипломы I и II степени.
Елена АНАТОЛЬЕВНА, мама ученика 10 «А» класса Владимира Фокина:
- В 51-ю гимназию мой сын перешёл учиться шесть лет назад. Для этого были две причины. Первая -мы знали, что в данном учреждении отлично преподают математику и физику - предметы, которые очень нравятся Володе. Кроме того, была и субъективная причина - наша семья поменяла место жительства, а эта гимназия находилась поблизости.
Конечно, в первый год учёбы на новом месте сыну было несколько трудно. Но в гимназии ему очень понравилось. Здесь он готовился к олимпиадам по математике. В 8-м классе Володя занял первое место «на республике», с тех пор показывает стабильно высокий результат на областных этапах. Его неоднократно приглашали перейти учиться в другую гимназию, но он всегда категоричен: «В 51-й меня воспитали, поэтому аттестат хочу получить здесь».
От имени родительского коллектива хотим выразить огромную благодарность и признательность учителю математики Александру Струку за высокий профессионализм, компетентность, целеустремлённость, кропотливый труд, за воспитание наших детей, за поддержку и понимание.
Гимназия № 46 имени Блеза Паскаля, учитель французского языка Татьяна ЛАПИЦКАЯ:
- Учёба - это усилие. Никакая машина, никакой рецепт, никакая таблетка не смогут сделать его вместо ученика. Учитель указывает дорогу, помогает понять главное, но каждый ученик должен пройти свой путь познания. Учёба - это и обогащение, и приключение... И самое главное - это удовольствие! Мы имеем результат только тогда, когда получаем удовольствие от того, что делаем. Но эта любовь должна быть сначала у учителя. И она у меня есть. Этот простой алгоритм позволяет мне привить любовь к французскому языку, которая проявляется в хорошем уровне его владения и достигнутых результатах.
Гимназия № 58 имени Ф. П. Гааза:
- Двоих из четырёх победителей заключительного этапа республиканской олимпиады в гимназии № 58 подготовила учитель обществоведения, отличник образования Республики Беларусь Татьяна Петухова. Учителем создана эффективная система работы с одарёнными детьми, позволяющая максимально включать мотивацию учащихся, поддерживающий потенциал родителей, нестандартные приёмы подачи и запоминания материала, организацию психологической поддержки. Творческие усилия, соединённые с очевидными способностями учащихся, позволяют учителю добиваться конкретных результатов.
Гомельский городской лицей № 1:
- Высокий результат достигнут благодаря целенаправленной и системной работе всего педагогического коллектива с одарёнными учащимися, которая включает в себя как проверенные временем формы и методы, так и новые подходы в подготовке к предметным олимпиадам различного уровня.
Секретами успеха поделились и учителя лицея: «На самом деле, никакого секрета нет. А есть ежедневный кропотливый труд учителя и учащегося. Расти должен не только опимпиадник, но и учитель. Только так можно добиться высокого результата. Для подготовки нужно использовать все ресурсы. Одним из слагаемых побед является также тесное сотрудничество лицея с учреждениями высшего образования, которые принимали активное участие в подготовке учащихся к олимпиаде, оказывали консультативную помощь учителям. Поэтому с полным правом можно говорить о том, что победы - результат совместной работы учащихся, учителей, преподавателей и семьи.
Гимназия № 14, учитель физики Елена ЗНАХАРЕНКО:
- Олимпиадное движение можно представить в виде пирамиды, в основании которой находится большое количество учащихся, увлечённых физикой. Приближаясь к вершине, число любителей физики уменьшается, и намеченной цели добиваются только самые талантливые и трудолюбивые, настоящие энтузиасты своего дела.
Успех в подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по физике, по моему мнению, зависит от системной и слаженной работы ребёнка, учителя, родителей и преподавателей высшей школы. Результаты совместной деятельности очевидны. Так, если в первые годы моей работы с учащимися по подготовке к республиканской олимпиаде ребята имели только дипломы III, иногда II степени, то на протяжении пяти лет наши гимназисты привозят с заключительного этапа только дипломы высшего качества.
Средняя школа № 49, учитель немецкого языка Денис ШИНКЕВИЧ:
- Заключительный этап республиканской олимпиады по немецкому языку состоит из трёх туров, каждый проверяет навыки детей по основным видам речевой деятельности. Поэтому при подготовке к ней мы работали в очень быстром темпе и с огромным усердием. Администрация школы создала все условия для организации внеурочной подготовки. Огромным подспорьем стало наличие лингафонного класса, что дало возможность проводить подготовку по восприятию речи на слух. Ежедневно оттачивалась разговорная речь по «скайпу»: наши немецкие друзья помогали нам в совершенствовании навыков говорения. Заранее мы оговаривали тему наших бесед и подыскивали материал. Дети писали очень много сочинений, что позволило поставить насыщенность устной речи на совсем иной уровень. В Полоцке мы добились потрясающего результата. Это невероятная победа. Но девочки-участницы её заслужили!
Средняя школа № 11, учитель географии Елена ЛУКАШЕВИЧ:
- Олимпийское движение школьников - процесс сложный и многогранный, в котором, кроме ребёнка, задействованы родители, учителя, члены администрации. Зачастую именно слаженность их действий и определяет результат деятельности.
Среднюю школу № 11 на заключительном этапе республиканской олимпиады по географии представлял ученик 11 класса Максим Мельников. Удивительная внутренняя мотивация, умноженная на трудолюбие и ответственность, позволила Максиму овладеть не только основами географии, но и выйти на серьёзный уровень изучения сопредельных учебных дисциплин вплоть до математики. Дополнительным стимулом для занятий, по словам школьного учителя, стала творческая обстановка в 11-й школе, где радость от достигнутого результата двигает к новым победам и свершениям.
Материалы подготовила Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО