Какой уровень знаний показывают гомельские школьники? Готовы ли они к выпускному экзамену по иностранному языку? Какие задачи педагогам предстоит решать в этом году? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела образования Гомельского горисполком Оксана РУДЕНОК.
- Оксана Константиновна, в последние годы количество школьников, как мы знаем, сокращалось, как складывается ситуация сейчас?
- Впервые за последнее десятилетие количество школьников Гомеля по сравнению с прошлым годом не уменьшилось. К слову, ежегодно городская сеть образования пополняется новыми объектами - открываются школы и детские сады. Актуальный вопрос - дефицит мест в дошкольних учреждениях в новых микрорайонах. Большинство детских садов работает в режиме перегрузки. Мы принимаем меры. Реконструируются помещения для дошкольных групп, первые классы, ранее размещавшиеся в садах, переводятся в школы, а количество детей, посещающих сады в этом году, увеличилось на 3 тысячи. Есть в городе альтернативные способы организации дошкольного образования: это шесть адаптационных групп, 54 материнские школы, 44 группы утреннего пребывания детей. А ортопедические матрасы покупают в специализированных магазинах, по лучшим ценам только у нас!
- Как можно оценить динамику качества знаний наших учащихся?
- Данные мониторинга аттестации выпускников школ говорят о позитивной динамике качества знаний учащихся, завершивших обучение на уровне базового и общего среднего образования. Высокий уровень показали 43,7 процента девятиклассников и 49,2 одиннадцатиклассников. Эти цифры выше прошлогодних результатов. При этом из года в год учащиеся демонстрируют низкий результат по математике по итогам тестирования. Так, 88 выпускников города из 1640 принявших участие в ЦТ набрали меньше семи баллов. В 2012/2013 учебном годах нам необходимо провести мероприятия, направленные на повышение качества обученности школьников, особое внимание уделить предметам естественно-математического цикла.
- В этом учебном году школьникам предстоит сдавать обязательный экзамен по иностранному языку. Мы готовы к этому?
- Обязательный экзамен по иностранному языку станет нововведением этого учебного года. Выпускники будут сдавать не просто банальные темы, которые можно выучить заранее, а демонстрировать понимание прочитанного материала, будут высказывать свои мысли на чужом языке.
Решение о проведении экзамена по иностранному языку озвучено ещё в 2009 году. С тех пор проделана большая работа: увеличено количество часов, классы поделены по подгруппы, в которых занимаются не более 10 человек. Подготовлено новое поколение учебников с мультимедийными электронными приложениями. А перед педагогами поставлена задача - изменить подходы и, вместо уроков по типу «вопрос-ответ», внедрить коммуникативные методы обучения, основанные на осмысленном восприятии материала.
- Что показали итоги централизованного тестирования?
- В ЦТ приняли участие свыше 2500 выпускников школ города. Средний балл повысился на 7,5 процента и составил 42,3. По всем предметам среднегородской балл выше областного. По десяти предметам нашим ребятам удалось поднять результативность, особенно по русскому и немецкому языкам. Вместе с тем, отмечается снижение результативности по всемирной истории и истории Беларуси.
- Как идёт работа с одарёнными детьми?
- В городе налажена система работы с одарёнными детьми. Заметны успехи ребят в различных конкурсах и конференциях республиканского и международного уровней. В этом году 30 учащихся стали победителями республиканской олимпиады по учебным предметам. В прошлом году их было 24. У нас третий результат в стране после Минска и Витебска, а в прошлом году мы были пятыми.
Деятельность по развитию интеллектуально одарённых учащихся в новом у году приобретёт новый характер. На базе средней школы № 35 открывается специализированный класс математического олимпи-адного резерва для учащихся, имеющих математические способности и желание заниматься математикой. Обучать ребят математике и физике будет учитель, имеющий имя в республике, педагог-мастер, тренер команды Гомеля по математике, -Яков Константиновский.
- Досуговая деятельность - это своего рода воспитательный потенциал для наших школьников. Охотно ли они в неё включаются?
- У нас работает более тысячи кружков, 88 процентов школьников занимаются в секциях на базе учреждений образования. Сегодня для нас важная задача - включить в эту деятельность детей с ограниченными возможностями, что позволит таким ребятам лучше интегрироваться в общество. И в этом направлении есть результаты. Так, воспитанник центра творчества детей и молодёжи Советского района Максим Маревич победил в открытом международном конкурсе детского и юношеского творчества «Сказки странствий». Его способности смогла раскрыть талантливый педагог Мария Хохлова.
- Для занятости детей и подростков многое делается. Каких результатов благодаря этому удалось добиться и над чем ещё предстоит работать?
- В первую очередь хотелось бы отметить, что по итогам первого полугодия снизился показатель детской преступности, однако в этом направлении есть проблемы по некоторым отдельно взятым школам. Кроме того, отмечается высокий уровень распития учащимися спиртных напитков в общественных местах, особенно это касается девочек.
- Оксана Константиновна, что бы вы пожелали педагогам в связи с началом нового учебного года?
- Хотелось бы пожелать, чтобы первый звонок, прозвучавший 1 сентября, стал точкой отсчёта в дальнейшем улучшении дел в городской системе образования, формировании нравственных качеств личности, расширении образовательного потенциала, воспитании подрастающего поколения достойными гражданами нашей страны. Ведь в каком обществе будут жить наши дети и внуки, во многом зависит от нас самих.
- Оксана Константиновна, в последние годы количество школьников, как мы знаем, сокращалось, как складывается ситуация сейчас?
- Впервые за последнее десятилетие количество школьников Гомеля по сравнению с прошлым годом не уменьшилось. К слову, ежегодно городская сеть образования пополняется новыми объектами - открываются школы и детские сады. Актуальный вопрос - дефицит мест в дошкольних учреждениях в новых микрорайонах. Большинство детских садов работает в режиме перегрузки. Мы принимаем меры. Реконструируются помещения для дошкольных групп, первые классы, ранее размещавшиеся в садах, переводятся в школы, а количество детей, посещающих сады в этом году, увеличилось на 3 тысячи. Есть в городе альтернативные способы организации дошкольного образования: это шесть адаптационных групп, 54 материнские школы, 44 группы утреннего пребывания детей. А ортопедические матрасы покупают в специализированных магазинах, по лучшим ценам только у нас!
- Как можно оценить динамику качества знаний наших учащихся?
- Данные мониторинга аттестации выпускников школ говорят о позитивной динамике качества знаний учащихся, завершивших обучение на уровне базового и общего среднего образования. Высокий уровень показали 43,7 процента девятиклассников и 49,2 одиннадцатиклассников. Эти цифры выше прошлогодних результатов. При этом из года в год учащиеся демонстрируют низкий результат по математике по итогам тестирования. Так, 88 выпускников города из 1640 принявших участие в ЦТ набрали меньше семи баллов. В 2012/2013 учебном годах нам необходимо провести мероприятия, направленные на повышение качества обученности школьников, особое внимание уделить предметам естественно-математического цикла.
- В этом учебном году школьникам предстоит сдавать обязательный экзамен по иностранному языку. Мы готовы к этому?
- Обязательный экзамен по иностранному языку станет нововведением этого учебного года. Выпускники будут сдавать не просто банальные темы, которые можно выучить заранее, а демонстрировать понимание прочитанного материала, будут высказывать свои мысли на чужом языке.
Решение о проведении экзамена по иностранному языку озвучено ещё в 2009 году. С тех пор проделана большая работа: увеличено количество часов, классы поделены по подгруппы, в которых занимаются не более 10 человек. Подготовлено новое поколение учебников с мультимедийными электронными приложениями. А перед педагогами поставлена задача - изменить подходы и, вместо уроков по типу «вопрос-ответ», внедрить коммуникативные методы обучения, основанные на осмысленном восприятии материала.
- Что показали итоги централизованного тестирования?
- В ЦТ приняли участие свыше 2500 выпускников школ города. Средний балл повысился на 7,5 процента и составил 42,3. По всем предметам среднегородской балл выше областного. По десяти предметам нашим ребятам удалось поднять результативность, особенно по русскому и немецкому языкам. Вместе с тем, отмечается снижение результативности по всемирной истории и истории Беларуси.
- Как идёт работа с одарёнными детьми?
- В городе налажена система работы с одарёнными детьми. Заметны успехи ребят в различных конкурсах и конференциях республиканского и международного уровней. В этом году 30 учащихся стали победителями республиканской олимпиады по учебным предметам. В прошлом году их было 24. У нас третий результат в стране после Минска и Витебска, а в прошлом году мы были пятыми.
Деятельность по развитию интеллектуально одарённых учащихся в новом у году приобретёт новый характер. На базе средней школы № 35 открывается специализированный класс математического олимпи-адного резерва для учащихся, имеющих математические способности и желание заниматься математикой. Обучать ребят математике и физике будет учитель, имеющий имя в республике, педагог-мастер, тренер команды Гомеля по математике, -Яков Константиновский.
- Досуговая деятельность - это своего рода воспитательный потенциал для наших школьников. Охотно ли они в неё включаются?
- У нас работает более тысячи кружков, 88 процентов школьников занимаются в секциях на базе учреждений образования. Сегодня для нас важная задача - включить в эту деятельность детей с ограниченными возможностями, что позволит таким ребятам лучше интегрироваться в общество. И в этом направлении есть результаты. Так, воспитанник центра творчества детей и молодёжи Советского района Максим Маревич победил в открытом международном конкурсе детского и юношеского творчества «Сказки странствий». Его способности смогла раскрыть талантливый педагог Мария Хохлова.
- Для занятости детей и подростков многое делается. Каких результатов благодаря этому удалось добиться и над чем ещё предстоит работать?
- В первую очередь хотелось бы отметить, что по итогам первого полугодия снизился показатель детской преступности, однако в этом направлении есть проблемы по некоторым отдельно взятым школам. Кроме того, отмечается высокий уровень распития учащимися спиртных напитков в общественных местах, особенно это касается девочек.
- Оксана Константиновна, что бы вы пожелали педагогам в связи с началом нового учебного года?
- Хотелось бы пожелать, чтобы первый звонок, прозвучавший 1 сентября, стал точкой отсчёта в дальнейшем улучшении дел в городской системе образования, формировании нравственных качеств личности, расширении образовательного потенциала, воспитании подрастающего поколения достойными гражданами нашей страны. Ведь в каком обществе будут жить наши дети и внуки, во многом зависит от нас самих.
Татьяна ГРЕМЕШКЕВИЧ