В качестве экспертов на программу были приглашены заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Жанна Жданович, художественный руководитель детско-юношеского ансамбля народного, эстрадного танца и песни «Палеская зорачка» Елена Руденко, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 14 Жанна Жадейко (на снимке слева направо).
СВОБОДА ИЛИ ДИСЦИПЛИНА?
В преддверии нового учебного года подводятся итоги прошедшего. Сколько медалей завоевали гомельские учащиеся и студенты, каких дипломов были удостоены, какими призами награждены? Безусловно, нашему городу и области есть чем гордиться. О заслугах талантливой молодёжи рассказала Жанна Жданович, отметив, что каждому одарённому ребёнку нужны условия для развития: семья, школа, коллектив в доме творчества. «Что же касается неблагополучных семей, то здесь на помощь приходят педагоги, - признаётся Жанна Анатольевна. - В наших учреждениях образования и культуры есть всё необходимое для развития творческого потенциала детей».
В то же время воспитывать ребёнка в «тепличных условиях» нельзя. Елена Руденко считает, что детям нужно давать творческую свободу и самостоятельность. А главное - нужно работать с ними, учить. Пусть через слёзы, боль, обиды, но это необходимо, в этом и есть становление.
О своих методах работы с детьми рассказала Жанна Жадейко, имеющая большой педагогический стаж. «В нашей работе всё начинается с любви: к детям, к предмету, к тому, что ты делаешь. В 5-м классе, когда ребята приходят ко мне в первый раз, я говорю: все вы талантливы. Пусть не в русском языке и литературе, в чём-то другом, но, безусловно, талантливы. Горький сравнивал талант с породистой лошадью, которую нужно крепко держать. Если отпустить удила, породистая лошадь может превратиться в клячу», - подчёркивает Жанна Фёдоровна.
АУРА ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА
Часто одарённых ребят называют детьми индиго. Однако психолог Татьяна Дидковская объясняет, что разница между двумя понятиями велика. «Дети индиго на несколько порядков выше. Они видят мир не фрагментарно, а целостно. Кроме того, такие дети включены в энергоинформационное поле и могут воспринимать массу различной информации, ранжировать её и видеть перспективы. Это дети будущего». По словам Татьяны Васильевны, сегодня выделяется целая формация детей, которые исследуются по всем показателям. Физики видят их по высоким вибрациям, которые отличаются от вибраций обычных людей. Биологи и медики объясняют появление индиго мутациями, произошедшими в ДНК на фоне техногенной обстановки, которая существует на нашей планете. Психологи определяют их как детей с особым мышлением и особыми способностями. Конечно, таким ребятам очень тяжело в обществе. «Нестандартным людям во все времена было трудно. Орлы стаями не летают, - комментирует психолог. - Родители и педагоги должны помогать таким детям, давать поле для реализации. Однако им нельзя мешать, они должны развиваться в том направлении, которое выбрали. Также взрослые должны понимать детей индиго, чтобы они были признаны и реализованы, чтобы всегда был включён фактор любопытства».
СЧАСТЛИВАЯ «ЗОРАЧКА»
Современную молодёжь нередко обвиняют в желании получить всё и сразу. Однако есть и те, кто не критикуют за это подрастающее поколение. «Я отношусь к такому абсолютно нормально. Хотеть - это уже здорово. При этом если дети будут работать, выкладываться на все сто процентов - результаты не заставят себя ждать, - считает Елена Руденко. -Ребята, с которыми я работаю сейчас, настоящие трудяги. Перед поездкой на Всемирный чемпионат исполнительских искусств мы работали до изнеможения по 6-8 часов в день. Подушечки пальцев растирались до крови. Но я знала, что там, в Лос-Анджелесе, права на ошибку у нас не будет. Нас видит весь мир, мы представляем Беларусь. Поверьте, дети, прошедшие такую школу, не будут ждать, когда им принесут, эти дети достигнут всего сами». С чемпионата детско-юношеский ансамбль народного, эстрадного танца и песни «Палеская зорач-ка» (на снимке внизу) привёз не только золотые медали, но и титул чемпиона мира в своей возрастной категории.
К слову, сейчас «Палескай зорачцы» - 25. Сегодня это успешный коллектив, завоевавший всемирное признание. А когда-то работа ансамбля начиналась в холле школы, без аккомпанемента, под хлопки «раз, два, три». Костюмы для выступлений шились из штор и тюля.
Елена Петровна признаётся, что было время, когда стоял вопрос о закрытии коллектива в связи с нехваткой денежных средств. «Мы стояли перед выбором: либо закрываемся, либо что-то предпринимаем, - вспоминает руководитель. - Тогда все стали думать, как можно исправить ситуацию. Потихоньку, беря кредиты, из кабинетов мы стали организовывать комнаты гостиничного типа. Это дало нам возможность не просто существовать, а развиваться». Сегодня в коллективе занимается около 200 ребят.
* * *
Что ж, о том, что такое талант, можно говорить бесконечно. Для кого-то это божественный дар, для кого-то упорный труд. Как бы там ни было, и специалисты, и зрители пришли к единому мнению: в первую очередь ребёнка нужно любить, одарённый он или нет. Впрочем, сделать выводы вы можете и сами, посмотрев ток-шоу 29 августа в 18.10 на телеканале «Беларусь-2».
ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА
В Беларуси в 1996 году были созданы специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов и специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, а также для финансирования участия творческой молодёжи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства. За время своего существования стипендиями и премиями были награждены более 20 000 человек.
Губернатором Гомельской области ежегодно премируются 50 лучших учащихся, проявивших себя в учебной, интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, в размере 10 базовых величин каждый.
ДЕТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Термин «индиго» утвердился относительно недавно. До этого уникальных детей называли за необычные психические способности по-разному. Например, «одарённые», «дети нового сознания». Или «дети Света», так как многие из них могут видеть ангелов и духов, что выходит за рамки представлений человека. После выхода книги ясновидящей и биоэнергетика Нэнси Энн Тэпп «Поймите свою собственную жизнь через цвет» утвердился термин «индиго».
В начале прошлого века Нэнси Тэпп впервые увидела фиалковый цвет - цвет индиго - над головой младенца. Дети с аурой фиолетового цвета стали научным открытием XX века. Началось тщательное психолого-педагогическое изучение таких детей, особенно в Северной Америке и Китае.
Дети индиго отличаются от остальных людей по поведению и внешне. Они обладают повышенной восприимчивостью и высокоразвитым сознанием, необычайной мудростью и умом, огромной интуицией, способностью к чтению мыслей и ясновидению. Такие дети более чувствительны по сравнению с другими, у них очень сильный, решительный характер и воля, они хотят изменить мир, в котором мы живем.
Последние научные исследования феномена индиго-поколения доказывают, что многие из них имеют диагноз дислексия, аутизм, синдром Аспергера и другие нарушения психического развития. Поэтому так необходим уникальный стиль обучения таких детей, комплексное применение различных педагогических методов, индивидуальный подход.
Татьяна СЫЧКОВА