В Гомеле в социально-опасном положении находятся 573 ребёнка из 424 семей.
- Это же половина среднестатистической школы, - сравнил мэр Гомеля Виктор Пилипец. - Слишком много.
Механизм исполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» набирает обороты. Отработана система работы с такими семьями: их выявление, учет, оказание действенной помощи, помещение детей в социальный приют Гомельского городского социально-педагогического центра. Однако, как отметил начальник городского отдела образования Анатолий Шевель, не смотря на все усилия и контроль, выявить неблагополучных вовремя не всегда получается. Заинтересованные ведомства недостаточно взаимодействуют. И до детского сада или школы семейное неблагополучие остается тайной за семью печатями.
В родильных отделениях не уточняют «семейное положение» поступившей роженицы. Специалисты не задаются вопросом, с кем и где она проживает, есть ли другие дети, была ли раньше мать лишена родительских прав. Так, в сентябре прошлого года гражданку по имени Ольга лишили родительских прав в отношении 3-х детей. Многодетная мать разом стала свободной и, сняв бремя обязательств, ударилась во все тяжкие.
А в конце февраля женщина снова рожает. Вместе с проспиртованной мамой малышку выписывают домой. Ольга кормила дочь молоком с примесью алкоголя. А в качестве «витаминов» в установленном режиме употребляла напитки покрепче. В связи с тем, что информация об этом не была передана своевременно, ребёнка «спасли» от матери лишь пустя полтора месяца после рождения. Сегодня суд снова ставит под вопрос материнские полномочия женщины.
-Также нет должного понимания в необходимости оперативного взаимодействия в реализации требований Декрета № 18 со стороны психоневрологического диспансера, - посетовал Анатолий Шевель. - При неадекватном поведении родителей, представляющем угрозу жизни и здоровью ребенка, проблематично решить вопрос обследования таких родителей и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Впрочем, огромная работа дает и позитивный результат. Усилиями всех структур с начала года в биологические семьи вернулось 33 ребёнка.
Шефство над неблагополучными семьями взяли на себя сотрудники администраций районов и горисполкома. Некоторые родители, которым в жизни не удалось толком устроиться, уже почувствовали опеку. Кому-то шефы помогли с приобретением холодильника и обоев, кому-то -найти контакт с собственным ребёнком.
Свои подходы к таким семьям нашли на «Центролите», в СОШ №39 и №52, на РУП «Гомельтранснефть «Дружба». Работники «Гомельмежрайгаз» таким семьям бесплатно протестировали к установке и подключили газовые плиты...
Другая сторона вопроса - возмещение затрат на содержание детей в госучреждениях.
Горе-родителям лоботрясничать не дают. Их принудительно трудоустраивают. Платежеспособность, в которую выливаются все родительские чувства, прямо пропорционально зависит от зарплаты и посещаемости рабочего места. Тяжелее всего в ЛТП и МЛС. Здесь «обязанным» удается заработать всего 45-150 тысяч в месяц.
Но многие игнорируют даже неплохо оплачиваемый труд.
На работу их за руку, словно малышей в детсад, водят сотрудники милиции. Когда же нет такой возможности, «трудяги» упорно прогуливают. А наниматели не обращают на это внимание.
В результате на одном из предприятий горе-работник ушёл в загул на 4 месяца. Руководитель сообщил об этом только тогда, когда у обязанного родителя образовалась задолженность в 1,5 миллиона. За халатность власти обязали работодателя возместить эту сумму.
Усложняется возмещение затрат и блужданием псевдородителей по всему миру. 42 обязанных лица объявлены в розыск. Мамы и папы имеют незавидный статус БОМЖей в Украине и России. Одну из родительниц правоохранители разыскали в Санкт-Петербурге. Теперь от своих обязательств даме не отвертеться.
Ещё одну грань проблемы раскрыл заместитель прокурора области Сергей Аземша. По его мнению, особое внимание следует уделить установлению отцовства. В свидетельствах о рождении отчество малыша указывается со слов мамы. Сам по себе факт - не в новинку. Но когда женщина, давшая жизнь ребёнку, начинает деградировать, создавая для него опасность, этот вопрос во многом решающий.
Примеры есть. Проживающий в другом городе биологический отец признает сына, берется за его воспитание и возвращает к жизни мать. Увы, это единичные случаи. Подобную практику планируется развивать в ближайшем будущем. Но пока полтысячи мальчишек и девчонок надо защищать от неполноценных родителей.
- Эти дети ни в чём не виноваты, - подчеркнул Виктор Пилипец. - Им никто не поможет. И мы просто должны в этой ситуации действовать в их интересах. Курс - только на сокращение детских проблем!
Леся ФЕРРУМ