«Любовь к Богу и любовь к людям - поистине прекрасные библейские заповеди. Их смысл и исполнение в жизни не оставляют места унынию и одиночеству, отчаянию и тоске. История же свидетельствует о том, что эти жизнеутверждающие заповеди оказываются весьма сложными для всеобщего и личного исполнения», - об этом в своей лекции «Христианская антитеза человеческому одиночеству» говорил митрополит Филарет в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины.
- Почему же в окружении людей и перед лицом своих собственных и нередко весьма значительных достижений человек способен чувствовать себя бесконечно одиноким, - обратился Владыка к залу, - откуда и из чего в его сердце возникает это острое состояние, которое побуждает разум изнемогать в поисках выхода из него, и где антитеза этой кажущейся безысходности? Ответ на эти вопросы находится рядом. Образ Святой Троицы является этим ответом. В нём - абсолютное отрицание одиночества как противоестественного состояния бытия. Бог троичен в лицах, но его единосущность и нераздельность представляет собой апогей духовной общности и её наивысшее выражение, смысл которого намного превосходит возможности человеческого мышления и языка. Но как смертному человеку в этой краткой земной жизни руководствоваться столь высокими идеалами на практике и как эти непостижимые материи могут помочь в том, чтобы мне, живущему в этом уголке земли здесь и сейчас, избежать одиночества?
Когда мы кого-то любим, нам хочется высказать, выразить, воплотить это чувство в жизнь и словом, и делом. А как иначе раскрыться пред любимым человеком в надежде на взаимность? Ведь любовь, как и вера, без дел мертва. Люди со щедрым сердцем и умением дружить редко бывают одни, их самореализация приносит окружающим мною пользы. Чтобы избежать одиночества в социальном плане, человеческому роду дано золотое правило бытия: во всём, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними. Народ со свойственной ему житейской практичностью уточнил это правило: как аукнется, так и откликнется, и что посеешь, то и ПОЖНЁШЬ. Продолжая эту мысль, можно сказать, что, сколько своей души со всеми её сокровищами ты способен отдать, столько ты в состоянии получить. В Евангелии сказано, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
В основе человеческой природы лежит не что иное, как любовь. Именно её наше сознание предлагает в качестве антонима одиночеству, и базовые инстинкты здесь становятся вторичными, а то и вовсе оказываются ни при чём, потому что в своём высшем выражении человеческая любовь растворена в совести и одна не живёт без другой.
Порой мы принимаем за одиночество отсутствие в самих себе мужества, вялость надежды и нерешительность. Но лучше положить начало тому, что может привести к выходу, чем думать о том, что никакого выхода нет. Преодоление социального одиночества совершается усилием воли, целенаправленным порывом и деятельным отношением к обстоятельствам своей жизни.
Кризис личности зачастую обусловлен её невостребованностью. Это большая социальная проблема, которую человек не всегда может решить в одиночку.
Существует понятие и слишком шумного одиночества, когда ты способен приобрести весь мир, но у тебя нет пристани в сердце другого человека. Многие спасение от личного одиночества видят в браке. Становится понятным утверждение мудрых и успешных в семейной жизни людей, то счастливые браки заключаются на небесах, причём нередко вопреки всем земным обстоятельствам.
Вместе с тем, одиночество бывает шумным не только из-за внешнего, но также из-за внутреннего шума, внутренней суеты в душе человека. Поэтому необходимо время от времени быть в одиночестве, размышляя на тему «Я и другие». Она важная для раздумий, но так и не будет раскрыта в истинной правоте без размышлений на тему «Я и Бог».
Записала Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО