ЛЮДИ И ИХ ГОРОД
В общественном обсуждении генерального плана города над Сожем гомельчане приняли самое активное участие. За отведённый срок в управление архитектуры и градостроительства поступило 117 письменных обращений, также небезразличные граждане обращались в горисполком и средства массовой информации. Такие предложения также были рассмотрены. Устных обращений поступило более тысячи.
В 73 письмах из 117 речь шла о перспективе сноса усадебных жилых домов. Гомельчане либо возражали, либо, наоборот, выступали «за». Остальные 44 обращения были связаны со строительством новых дорог, улучшением качества и архитектурного облика основных магистралей Эти люди высказывали мнение, что нужно сносить старое, улучшать качество застройки, особенно центральных улиц. Говорили о том, что необходимо строить многоуровневые развязки, что нужно учесть строительство подземных пешеходных переходов, велодорожек. Были обращения, связанные с необходимостью сохранения исюричоских зданий не только в центре города, но и за его пределами.
Многие предложения рассматривались и на заседании рабочей группы, созданной по распоряжению председателя Гомельского горисполкома, в состав которой вошли архитекторы города и области, проектных институтов, авторы проекта, дорожники, коммунальники, представители санитарной, экологической, пожарной служб, городского Совета депутатов, главы администраций.
УСАДЕБНЫЙ ЗАЛИНЕЙНЫЙ
Самые большие изменения, которые были внесены в генеральный план в соответствии с пожеланиями жителей, в основном касались так называемого Залинейного микрорайона, а именно поднимался вопрос о сносе в этом месте усадебной застройки. Приняв во внимание пожелания, частный сектор было решено оставить без перспективы сноса (дальнейшее строительство будет строго регламентироваться, и каменных домов будут требовать обязательного согласования с архитектором города) за исключением территорий, расположенных вдоль основных магистралей, проходящих по улицам Богдана Хмельницкого, Полесской, Барыкина, Бочкина, Украинской, там где планируется строительство второй привокзальной площади. Эти улицы подлежат реконструкции. Вдоль них на расстоянии ста метров с каждой стороны запланирована многоэтажная жилая и общественная застройка. Основная же часть Залинейного так и останется усадебной.
- Нужно отметить, что прод ложения, связанные с судьбой этой части города, не были однозначными, - отметила начальник управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома, главный архитектор города Татьяна Усе-нок. - Кроме тех, кто выступил за сохранение частного сектора, были граждане, считающие что дома нужно сносить и формировать в этом месте деловой и культурный центр города. В текущем году мы приступим к разработке детальных планов вдоль основных магистралей. Работа будет идти поэтапно. Начнём с улиц Полесской, Богдана Хмельницкого, Барыкина.
СЮДА - АВТОБУСЫ, ТУДА - СТАРИННЫЕ ДОМА
Исходя из обращений гомельчан, была пересмотрена территория, зарезервированная под строительство автовокзалов.
- Центральный автовокзал в генплане был и остаётся, - рассказана Татьяна Усенок. - Более того, его планируется расширить, за счет выноса крупозавода, так как сегодня там недостаточно территории и для парковки автобусов, и для посадки-высадки пассажиров. Для строительства других автовокзалов в генплане предусмотрено три площадки: в западном, восточном и северном направлениях. От жителей города поступило интересное предложение, которое было поддержано специалистами. Таким образом, мы изменили месторасположение восточной площадки с учётом строящейся магистрали «Восточный обход». Резервная территория для автовокзала с восточным направлением была перенесена с места в районе улиц Луговой, Полевой в район дороги «Восточный обход», недалеко от подъезда к Романовичам.
Немало было обращений, связанных с необходимостью сохранения в городе деревянной архитектуры восточного Полесья, переноса зданий-памятников в одно определённое место. С учётом всех пожеланий для этого в генплане будут заложены две такие площадки. Одна из них планировалась и раньше: в центральной части города.
Но её использование требует сноса, что в свою очередь требует значительных финансовых затрат. Однако от неё не отказались. Речь идёт о площадке в районе улиц Пролетарской, Гагарина, Ильининского спуска. Она и ранее была предусмотрена для обустройства своего рода города ремесленников либо старого города. Кроме того, для этих целей в генплане будет предусмотрена и свободная территория. Скорее всего, ею станет площадка в районе улиц Крупской, Лепешинского, территория конно-спортивной школы.
ТАК БУДЕТ ЛИ МЕТРО?
По словам Татьяны Усенок, на рассмотрении находится вопрос об использовании железной дороги и поездов в качестве городского общественного транспорта. Ранее к железнодорожной сети, разделяющей город на части, относились как к недостатку. Сегодня идёт речь о том, что прохождение путей по центру города можно использовать во благо жителей. Ведь они соединяют разные концы города. А расширять автодороги до бесконечности не получится, в некоторых местах это сделать вообще невозможно из-за близкого расположения к памятникам архитектуры и по другим причинам.
В своих обращениях гомельчане просили и о включении в городскую черту дополнительных участков, в частности земель садоводческого товарищества «Зеркальце», дачных участков, примыкающих к микрорайонам №№ 15 и 109 в Новобелицком районе. Однако в просьбе было отказано. По словам Татьяны Усенок, в городскую черту включаются территории, имеющие перспективу, которые будут застраиваться, а во включении дач смысла нет. В разговоре с журналистами главный архитектор города отметила, что в ходе обсуждения генерального плана гомельчане проявили высокую активность, специалистам было задано много грамотных вопросов, внесено большое количество интересных предложений с учётом истории и культуры города.
Дарья СТРЕЛЬЧЕНКО