В четвёртом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе был сожжён храм Артемиды. Это сооружение лучшие греческие мастера возводили сто двадцать лет. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию творения рук человеческих. Храм мог бы простоять тысячелетия, а просуществовал всего сто лет. В одну роковую ночь 356 года до нашей эры житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжёг храм Артемиды. Сжёг для того чтобы... прославиться и обессмертить своё имя. Это ярчайший пример того, как посредственность и безликость, совершив злодейство, претендует на вечную память о себе. А власти древнего Эфеса в ответ не придумали ничего умнее, чем приказать горожанам: «Забыть Герострата». Понятно, что такое распоряжение принесло совершенно противоположный результат.
Ещё одно событие, о котором знают все и которое вызвало величайшее потрясение, несомненно, не только в моём сознании - это чудовищное преступление норвежца Андерса Брейвика, произошедшее чуть более года назад. Недавно совершившему массовое убийство беззащитных и ни в чём не повинных людей блюстителю расовой чистоты вынесли, наконец, приговор. Он признан вменяемым, виновным и проведёт в отдельном, специально для него построенном на деньги норвежских налогоплательщиков блоке тюрьмы 21 год. А если после этого всё ещё будет опасен, срок заключения может быть продлён. Гуманное норвежское законодательство не предусматривает смертной казни даже для таких нелюдей, как Брейвик. Поэтому создаётся впечатление, что норвежские власти постарались сделать всё, чтобы имя и совершённые Брейвиком теракты были поскорее преданы забвению, чтобы у него было как можно меньше поклонников, а, главное, последователей. Ведь только за тот год, что прошёл после страшных событий на острове Утойя, в разных странах мира было совершено несколько аналогичных преступлений. Безусловно, сам этот человек (если можно назвать его человеком), в свою очередь, - последователь Герострата. Своим бессмысленным и бесчеловечным злодеянием, вообще не вписывающемся в нормальное понимание морали, он, очевидно, хочет оставить о себе пусть страшную, но легендарную память. Можно ли этому помешать? Забыть Брейвика?! Вряд ли этот запрет подействует, да и как забыть то, что он совершил?
Со времён Герострата прошли столетия, мир изменился, но легенда о поджигателе из Эфеса продолжает жить - как предостережение, чтобы не повториться. К сожалению, не все воспринимают это предупреждение. Сколько ещё найдётся современных Геростратов, Брейвиков и им подобных подонков, мнящих себя великими, потому что способны на чудовищные злодейства? И как мировому, сообществу обезопасить себя от них? Вопросы, на которые, к сожалению, цивилизованное человечество всё ещё не нашло ясных и чётких ответов.
Александр НИКОЛАЕВ