Это случилось 20 лет назад, жарким летом 1992 года. Военный лётчик Виктор Семёнович Оськин руководил учебным полётом. В небе нужно было пробыть всего 25 минут. Но случилось непредвиденное. Секунды вместили целую жизнь.
В детстве многие мечтают о небе, стремятся летать как птицы, обнимая руками простор и облака. Но проходит время - и всё это куда-то исчезает. И у большинства мечты так и остаются мечтами, а потом и вовсе забываются...
Мечтал о небе и мальчишка из российской глубинки Витя Оськин. И когда над родным курским селом Успено Раевка пролетал самолёт, он следил за ним восхищённым взглядом, пока крылатая машина не исчезала из вида. Мальчик представлял себя в кабине за штурвалом. Эта мечта была очень сильной, а Виктор рос целеустремлённым и настойчивым. Школу закончил он с золотой "медалью и подал документы в Тамбовское высшее военное училище имени Марины Расковой. Курсантом стал с первого захода. Был и в училище среди лучших: за четыре года ни одной четвёрки. Золотая медаль, диплом с отличием и фамилия на мраморной доске золотых медалистов - так заканчивали лётные училища единицы, избранные небом и Богом. Среди них был и Виктор Оськин.
После окончания училища он служил в разных попках, учился, осваивал новые типы самолётов. Но особым, родным на долгие годы стал для Виктора 290-й отдельный дальний разведывательный полк на аэродроме Зябровка. Здесь, в гомельском небе, он прошёл все свои лётные университеты: от командира отряда до заместителя командира полка. Отсюда Оськин уехал поступать в Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. Поступил, тоже блестяще закончил. А после снова вернулся в Зя-бровский полк. Все эти годы он уходил на своём Ту-22 ввысь выполнять учебно-боевые задачи. Уходил, чтобы вернуться. Налетать на капризном Ту-22 почти 1200 часов удавалось далеко не каждому. Но лётчику-ассу везло, хотя в одном из полётов в его самолёте лопнула трубка топливопровода и фюзеляж начало заливать керосином. Но он сумел приземлиться в самый критический момент...
В конце ноября 1990 года подполковник Оськин был назначен на должность старшего лётчика-инструктора отдела анализа и предупреждения лётных происшествий в 43-й Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава в Дягилево. Уезжал с грустью - здесь, в Беларуси оставалась семья. В Зябровку приезжал только с проверками, на полеты и редко на выходные дни...
Можно было предполагать, что дальнейшая его военная карьера была бы успешной, а в этом году 1 декабря Виктору Оськину исполнилось бы 60 лет... Но судьба распорядилась иначе...
...Небо было ясным. Полёты в ту роковую пятницу были запланированы на вечер, и целых полдня подполковник Виктор Оськин посвятил своей младшенькой дочке - Оле...
Командир эскадрильи подполковник Александр Степ-ченков вышел из отпуска, и инструктору Виктору Оськину было положено выполнить с ним контрольный полёт. Штурманом в экипаже был майор Николай Иванов. У всех - первый класс и огромный опыт полётов на Ту-22... Задание у экипажа было несложным: полёт по кругу, проход над «точкой» и посадка. 25 минут полёта....
Бортовая записывающая аппаратура с беспристрастной точностью зафиксировала 160 секунд подвига | экипажа.
17 часов 00 минут 38 секунд. Штурман начал отсчёт нарастающей скорости... Взлёт.
17 часов 01 минута 38 секунд. Высота 900 метров. Скорость 450 км/час. И вдруг толчок! Крен на правый бок! Загорелось аварийное табло: «Пожар левого двигателя». Через секунду - «Пожар задних баков». С неимоверной скоростью самолёт приближался к городским кварталам... Внизу Новобелица...
17 часов 02 минуты 16 секунд. Командир корабля выключает левый двигатель, как это и положено по инструкции. Но... в этот момент горел правый двигатель: его разрушающиеся на куски лопатки перебили проводку сигнализации, спровоцировав её ложное срабатывание. Все попытки экипажа увеличить скорость ни к чему не привели. О пожаре правого двигателя аварийное табло по-прежнему молчало.
17 часов 02 минуты 44 секунды. Виктор Семёнович начинает отворачивать самолёт от города.
17 часов 02 минуты 49 секунд. Штурман ведёт отсчёт высоты и скорости: «Высота 800, 700, скорость 400...».
17 часов 03 минуты 05 секунд. Оськин понимает, отчего не растёт скорость: «Оба (двигателя) выключились». Страшную догадку подтверждает штурман: «Нет напряжения на обоих генераторах!». На эту ситуацию мгновенно откликается командир корабля Степченков: «Экипажу катапультироваться», но его останавливает голос старшего на борту подполковника Оськина: «Минутку!»
17 часов 03 минуты 12 секунд. Штурман: «Высота 400, скорость 500».
Оськин: «Покинуть я покажу вам где».
Район полётов за годы службы в Зябровке он знал прекрасно. Город закончился, но впереди был дачный посёлок, железнодорожная станция и база горючего с огромными запасами топлива. Земля быстро приближалась...
До последнего мгновения экипаж каким-то чудом удерживал практически неуправляемую машину. Вопреки инструкциям и чувству самосохранения.
17 часов 03 минуты 16 секунд. Командир корабля Степ-ченков понимает, что тают последние метры спасительной высоты: «Семёныч, катапультируйся, давай, Семёныч...».
17 часов 03 минуты 23 секунды. «Давай, давай, давай, покидай...», - это были последние слова Виктора Оськина.
Вспыхнул один купол парашюта, почти у самой земли - второй... Себе Виктор спасительной высоты не оставил. Катапульта сработала поздно. Парашют не раскрылся. Встреча с землёй была для лётчика смертельной.
В метрах двухстах от него рухнул самолёт. В 96 метрах от железной дороги и в 400 метрах от склада с горючим... Для многих жителей Гомеля этот день был вторым днём рождения...
...Когда специалисты раз за разом прослушивали сохранившуюся запись переговоров экипажа в те трагические секунды, то даже видавшие виды эксперты были потрясены необыкновенной выдержкой и силой воли Виктора Семёновича.
Недавно на одном из авиационных форумов встретила воспоминание лётчика, проходившего вместе с Виктором переподготовку в Рязани. По его словам, Оськин очень серьёзно отрабатывал покидание самолёта при ограниченном времени, рассчитывая всё буквально до долей секунд. И остальных этим тоже заразил. Все особые случаи и даже крайние варианты, которых и в инструкции не было, Виктор отрабатывал до автоматизма. «Уверен, всё в том последнем полёте у Виктора было рассчитано и подконтрольно. Просто из-за находящегося внизу городского района он не мог дать команду на покидание до той поры, пока не было полной уверенности в безопасности мирных жителей. И самолёт лётчики держали на лету столько, сколько было возможно»...
В музее, расположенном в Зябровской школе № 1 собрались сослуживцы лётчика-героя. Они рассказали мне не только историю подвига экипажа, но и то, что авария, аналогичная той, что случилась с самолётом Оськина, была в войсковой части уже не первой. До него в такой же ситуации оказывались несколько пилотов. Среди которых и бывший командир отряда, лётчик 1-го класса Виктор Безвербный.
- Мне просто повезло, -вспоминает он. - У меня «лопатки» двигателя улетели на улицу, а не в мотор, и через восемь секунд я выключил двигатель. Когда я сел, мне сказали: 10-15 секунд - и ты бы горел. А когда двигатель сняли - уточнили: нет, тебе 1,5-2 секунды оставалось...
А с Виктором мы вместе летали и служили, да и дружили. Он замечательно играл в преферанс: знал все ходы, считал карты. У него был математический склад ума! А ещё с ним можно было решить все вопросы. Он человек лёгкий, бесконфликтный...
Был конец рабочей недели, я должен был уезжать в отпуск - уже и билеты были на руках. И тут узнал, что самолёт Оськина упал... У них на взлёте тот самый обрыв «лопаток»... После моего случая долго такого не было...
Полгода не дожил Виктор Оськин до 40-летия. За плечами 20 лет лётной работы, 1787 часов в небе... В своём последнем полёте Виктор был в воздухе всего 160 секунд, но именно такими секундами порой оценивается, чего ты стоишь - и как лётчик, и как человек.
На месте гибели лётчика, спасшего город, установлен памятный знак, на котором выгравировано: «Подполковник Оськин Виктор Семёнович. Геройски погиб при выполнении полётного задания».
Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм подполковнику Виктору Семёновичу Оськину присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Это - Золотая звезда под номером 10. Первая в истории дальней авиации.
Решением Гомельского горсовета депутатов герою-лётчику присвоено звание Почётного гражданина Гомеля. Его именем названа одна из улиц в нашем городе. А на родине, в Курске, имя героя высечено золотыми буквами на памятнике «Героям-курянам».
Самоотверженность - одна из лучших человеческих черт. Как тут не вспомнить слова великого Шиллера: «Храбрый муж думает о себе в последнюю очередь». Но не холодный рассудок руководил геройским поступком Виктора Семёновича Оськина, а душевный порыв благородного человека, понимающего, что в этот момент от его выбора зависят жизни и судьбы людей, от которых он отводил беду. Подвиги совершаются и в мирное время. И хочется, чтобы город помнил своего спасителя!
В детстве многие мечтают о небе, стремятся летать как птицы, обнимая руками простор и облака. Но проходит время - и всё это куда-то исчезает. И у большинства мечты так и остаются мечтами, а потом и вовсе забываются...
Мечтал о небе и мальчишка из российской глубинки Витя Оськин. И когда над родным курским селом Успено Раевка пролетал самолёт, он следил за ним восхищённым взглядом, пока крылатая машина не исчезала из вида. Мальчик представлял себя в кабине за штурвалом. Эта мечта была очень сильной, а Виктор рос целеустремлённым и настойчивым. Школу закончил он с золотой "медалью и подал документы в Тамбовское высшее военное училище имени Марины Расковой. Курсантом стал с первого захода. Был и в училище среди лучших: за четыре года ни одной четвёрки. Золотая медаль, диплом с отличием и фамилия на мраморной доске золотых медалистов - так заканчивали лётные училища единицы, избранные небом и Богом. Среди них был и Виктор Оськин.
После окончания училища он служил в разных попках, учился, осваивал новые типы самолётов. Но особым, родным на долгие годы стал для Виктора 290-й отдельный дальний разведывательный полк на аэродроме Зябровка. Здесь, в гомельском небе, он прошёл все свои лётные университеты: от командира отряда до заместителя командира полка. Отсюда Оськин уехал поступать в Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина. Поступил, тоже блестяще закончил. А после снова вернулся в Зя-бровский полк. Все эти годы он уходил на своём Ту-22 ввысь выполнять учебно-боевые задачи. Уходил, чтобы вернуться. Налетать на капризном Ту-22 почти 1200 часов удавалось далеко не каждому. Но лётчику-ассу везло, хотя в одном из полётов в его самолёте лопнула трубка топливопровода и фюзеляж начало заливать керосином. Но он сумел приземлиться в самый критический момент...
В конце ноября 1990 года подполковник Оськин был назначен на должность старшего лётчика-инструктора отдела анализа и предупреждения лётных происшествий в 43-й Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава в Дягилево. Уезжал с грустью - здесь, в Беларуси оставалась семья. В Зябровку приезжал только с проверками, на полеты и редко на выходные дни...
Можно было предполагать, что дальнейшая его военная карьера была бы успешной, а в этом году 1 декабря Виктору Оськину исполнилось бы 60 лет... Но судьба распорядилась иначе...
...Небо было ясным. Полёты в ту роковую пятницу были запланированы на вечер, и целых полдня подполковник Виктор Оськин посвятил своей младшенькой дочке - Оле...
Командир эскадрильи подполковник Александр Степ-ченков вышел из отпуска, и инструктору Виктору Оськину было положено выполнить с ним контрольный полёт. Штурманом в экипаже был майор Николай Иванов. У всех - первый класс и огромный опыт полётов на Ту-22... Задание у экипажа было несложным: полёт по кругу, проход над «точкой» и посадка. 25 минут полёта....
Бортовая записывающая аппаратура с беспристрастной точностью зафиксировала 160 секунд подвига | экипажа.
17 часов 00 минут 38 секунд. Штурман начал отсчёт нарастающей скорости... Взлёт.
17 часов 01 минута 38 секунд. Высота 900 метров. Скорость 450 км/час. И вдруг толчок! Крен на правый бок! Загорелось аварийное табло: «Пожар левого двигателя». Через секунду - «Пожар задних баков». С неимоверной скоростью самолёт приближался к городским кварталам... Внизу Новобелица...
17 часов 02 минуты 16 секунд. Командир корабля выключает левый двигатель, как это и положено по инструкции. Но... в этот момент горел правый двигатель: его разрушающиеся на куски лопатки перебили проводку сигнализации, спровоцировав её ложное срабатывание. Все попытки экипажа увеличить скорость ни к чему не привели. О пожаре правого двигателя аварийное табло по-прежнему молчало.
17 часов 02 минуты 44 секунды. Виктор Семёнович начинает отворачивать самолёт от города.
17 часов 02 минуты 49 секунд. Штурман ведёт отсчёт высоты и скорости: «Высота 800, 700, скорость 400...».
17 часов 03 минуты 05 секунд. Оськин понимает, отчего не растёт скорость: «Оба (двигателя) выключились». Страшную догадку подтверждает штурман: «Нет напряжения на обоих генераторах!». На эту ситуацию мгновенно откликается командир корабля Степченков: «Экипажу катапультироваться», но его останавливает голос старшего на борту подполковника Оськина: «Минутку!»
17 часов 03 минуты 12 секунд. Штурман: «Высота 400, скорость 500».
Оськин: «Покинуть я покажу вам где».
Район полётов за годы службы в Зябровке он знал прекрасно. Город закончился, но впереди был дачный посёлок, железнодорожная станция и база горючего с огромными запасами топлива. Земля быстро приближалась...
До последнего мгновения экипаж каким-то чудом удерживал практически неуправляемую машину. Вопреки инструкциям и чувству самосохранения.
17 часов 03 минуты 16 секунд. Командир корабля Степ-ченков понимает, что тают последние метры спасительной высоты: «Семёныч, катапультируйся, давай, Семёныч...».
17 часов 03 минуты 23 секунды. «Давай, давай, давай, покидай...», - это были последние слова Виктора Оськина.
Вспыхнул один купол парашюта, почти у самой земли - второй... Себе Виктор спасительной высоты не оставил. Катапульта сработала поздно. Парашют не раскрылся. Встреча с землёй была для лётчика смертельной.
В метрах двухстах от него рухнул самолёт. В 96 метрах от железной дороги и в 400 метрах от склада с горючим... Для многих жителей Гомеля этот день был вторым днём рождения...
...Когда специалисты раз за разом прослушивали сохранившуюся запись переговоров экипажа в те трагические секунды, то даже видавшие виды эксперты были потрясены необыкновенной выдержкой и силой воли Виктора Семёновича.
Недавно на одном из авиационных форумов встретила воспоминание лётчика, проходившего вместе с Виктором переподготовку в Рязани. По его словам, Оськин очень серьёзно отрабатывал покидание самолёта при ограниченном времени, рассчитывая всё буквально до долей секунд. И остальных этим тоже заразил. Все особые случаи и даже крайние варианты, которых и в инструкции не было, Виктор отрабатывал до автоматизма. «Уверен, всё в том последнем полёте у Виктора было рассчитано и подконтрольно. Просто из-за находящегося внизу городского района он не мог дать команду на покидание до той поры, пока не было полной уверенности в безопасности мирных жителей. И самолёт лётчики держали на лету столько, сколько было возможно»...
В музее, расположенном в Зябровской школе № 1 собрались сослуживцы лётчика-героя. Они рассказали мне не только историю подвига экипажа, но и то, что авария, аналогичная той, что случилась с самолётом Оськина, была в войсковой части уже не первой. До него в такой же ситуации оказывались несколько пилотов. Среди которых и бывший командир отряда, лётчик 1-го класса Виктор Безвербный.
- Мне просто повезло, -вспоминает он. - У меня «лопатки» двигателя улетели на улицу, а не в мотор, и через восемь секунд я выключил двигатель. Когда я сел, мне сказали: 10-15 секунд - и ты бы горел. А когда двигатель сняли - уточнили: нет, тебе 1,5-2 секунды оставалось...
А с Виктором мы вместе летали и служили, да и дружили. Он замечательно играл в преферанс: знал все ходы, считал карты. У него был математический склад ума! А ещё с ним можно было решить все вопросы. Он человек лёгкий, бесконфликтный...
Был конец рабочей недели, я должен был уезжать в отпуск - уже и билеты были на руках. И тут узнал, что самолёт Оськина упал... У них на взлёте тот самый обрыв «лопаток»... После моего случая долго такого не было...
Полгода не дожил Виктор Оськин до 40-летия. За плечами 20 лет лётной работы, 1787 часов в небе... В своём последнем полёте Виктор был в воздухе всего 160 секунд, но именно такими секундами порой оценивается, чего ты стоишь - и как лётчик, и как человек.
На месте гибели лётчика, спасшего город, установлен памятный знак, на котором выгравировано: «Подполковник Оськин Виктор Семёнович. Геройски погиб при выполнении полётного задания».
Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм подполковнику Виктору Семёновичу Оськину присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Это - Золотая звезда под номером 10. Первая в истории дальней авиации.
Решением Гомельского горсовета депутатов герою-лётчику присвоено звание Почётного гражданина Гомеля. Его именем названа одна из улиц в нашем городе. А на родине, в Курске, имя героя высечено золотыми буквами на памятнике «Героям-курянам».
Самоотверженность - одна из лучших человеческих черт. Как тут не вспомнить слова великого Шиллера: «Храбрый муж думает о себе в последнюю очередь». Но не холодный рассудок руководил геройским поступком Виктора Семёновича Оськина, а душевный порыв благородного человека, понимающего, что в этот момент от его выбора зависят жизни и судьбы людей, от которых он отводил беду. Подвиги совершаются и в мирное время. И хочется, чтобы город помнил своего спасителя!
Лилия АГЕЕВА.