чтo маленькие картонные прямоугольники расположены неудобно или что размещённой на них информации явно недостаточно. Многие, уверена, сталкивались с ситуациями, когда цену товара приходилось спрашивать у продавца или же когда цена на ценнике не соответствовала реальной стоимости продукта. О требованиях, существующих к оформлению ценников, и о том, что облегчает работу продавцов и делает более удобным обслуживание покупателей, рассказала начальник отдела организации торговли и кадров управления торговли и услуг Гомельского горисполкома Галина ГОРБАЧЕВСКАЯ.
Как выяснилось, ценник - это упрощённый способ предоставления потребителю информации о товаре. Требования к этой информации, равно как и правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров, оговорены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 384, которое вышло ещё в 2004 году. Так, на лицевой стороне ценника должна быть изложена информация о наименовании товара и его цене, в случае если это штучный товар, также должны быть указаны его вес и цена за одну единицу. При этом сообщается страна происхождения товара, при содержании в товаре генетически модифицированных организмов (ГМО) - эта информация указывается красным цветом. Обратная сторона должна содержать дату заполнения и подпись лица, ответственного за оформление ценника. «Эта информация является обязательной к содержанию на ценнике, - отметила Галина Горбачевская. -Ярлычок с маркировкой в виде цифр ценником не является, поскольку не содержит обязательной для него информации. Такие ярлычки используются для удобства работы продавцов и выбора потребителей в магазинах, работающих по методу самообслуживания».
Маленькие наклеечки действительно создают определённое удобство. Берёшь пакет молока - а на нём сразу цена, и не нужно искать глазами среди десятка других ценник с наименованием покупаемого продукта. Кстати, а где именно должны размещаться ценники? Как сориентироваться покупателю в стоимости товаров у витрины, где выложены по нескольку видов масла, творога, молока, сметаны и другой молочной продукции? И правильно ли то, что товары размещаются на нижних полках, где ценники не всегда видны покупателю? «Ценник должен располагаться в том месте, где находится товар, - пояснила Галина Николаевна. - Это касается и продукции, размещённой на нижних полках. Как правило, внизу располагают объёмистый, а не мелкоштучный товар, при этом обязательным требованием является то, что ценник должен быть доступен для потребителя». Допустимо размещение ценников по периметру витрины, поскольку расположить их непосредственно рядом с товаром не всегда возможно. На правильно оформленном ценнике указывается наименование товара, поэтому при желании покупатель может определить цену интересующего продукта. Ещё удобнее сориентироваться при открытой выкладке, когда покупатель сам выбирает продукты, тем более что во многих магазинах, как уже было сказано, ярлычком с ценой маркируется каждая единица товара.
Но ведь бывают ситуации, когда нет ни ярлычка, ни ценника и приходится обращаться к продавцу-консультанту, чтобы узнать стоимость товара. Отсутствие ценника, по словам Галины Горбачевской, недопустимо. Нарушением может быть и несоответствие стоимости товара, указанной на ценнике, той, которую продавец пробивает на кассе. Если при расчёте с покупателя берут меньше, то, возможно, в магазине используется программа лояльности и для потребителей предусмотрены определённые скидки, что и будет причиной несоответствия стоимости на ценнике и взимаемой суммы при оплате на кассе. Данное обстоятельство не освобождает продавца от точного указания цены на ценнике. В подобных случаях указывается первоначальная цена товара, размер скидки и конечная цена реализации. Если пробиваемая цена больше той, что указана на ценнике, - это грубое нарушение», - подчеркнула Галина Николаевна.
И здесь вряд ли может быть убедительным аргумент, что кто-то что-то перепутал, хотя и такое случается, ведь кассиру-контролёру, согласитесь, сложно запомнить все наименования продукции и их цену.
Впрочем, эту проблему в какой-то мере решает использование системы со считывающими элементами на кассовом аппарате, которая внедрена не во многих гомельских торговых объектах, но в последнее время получает всё большее распространение. «Такая компьютерная система ведёт количественно-суммовой учёт в магазине, то есть, фиксирует приход товара, поступающего в объект торговли, его наличие и остатки, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, - отметила начальник отдела организации торговли и кадров управления торговли и услуг горисполкома.
Вся информация в таких системах заносится в базу данных, где идёт отслеживание, сколько и каких товаров пришло за рабочий день, какие проданы и какие остались в магазине. Сканирующее устройство считывает информацию о товаре, он тут же находится в компьютере и его наименование и стоимость выводятся на экран. В этом и состоит удобство: продавцу не нужно запоминать стоимость многообразного ассортимента товаров, набирать цифры и пробивать сумму, что, несомненно, ускоряет процесс расчёта потребителей и исключает возможные ошибки. Стоит отметить, что при этой системе важно изначально правильно ввести стоимость товаров в базу данных». Внедрение этой системы, конечно, требует определённых финансовых затрат и подготовки персонала. Но, как считает Галина Горбачевская, торговые объекты - особенно это касается магазинов с большим количеством товара и большим потоком покупателей -рано или поздно освоят и это новшество.
В любом случае, что бы ни указывалось на ценниках и какая бы система расчёта покупателей ни была внедрена в магазине, потребитель должен полагаться и на свою внимательность. Вполне возможно, что это качество позволит избежать досадных недоразумений, которые могут отрицательно сказаться в том числе и на состоянии кошелька.
Татьяна ЛОЗКО