Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Рейтинг:
likes: / likes: / vote-num: / ratingscore: / favorites: Автор: Elvi Дата: 28-11-2013, 14:13

"ЕСТЬ БАДЕН БАДЕН, А ЕСТЬ ГОМЕЛЬ-ГОМЕЛЬ"

"ЕСТЬ БАДЕН БАДЕН, А ЕСТЬ ГОМЕЛЬ-ГОМЕЛЬ" Сегодняшний специальный выпуск посвящен знаменательной дате - 70-летию освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. И, конечно, прежде всего, людям, участвовавшим в этом событии 26 ноября 1943 года.

Орден за город Рогачёв

Нобелевский лауреат по литературе, знаменитый российский писатель Александр Солженицын в течение своей долгой жизни не только писал книги и сидел в тюрьмах и лагерях, но и служил в армии, причём в самые важные для страны годы - в период Великой Отечественной войны.

15 сентября 1943 года приказом командующего 63-й армии командиру 2-й батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 44-й пушечно-артиллерийской бригады Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, а затем был марш-бросок от Орла до границ Беларуси. Будущий классик литературы участвовал в освобождении Гомеля, Ветки и Рогачёва. Здесь он особенно отличился, проявив и храбрость, и чёткость действий в управлении батареей.

Орден Красной Звезды за взятие Рогачёва «догнал» капитана Солженицына (звание капитана было присвоено Александру Исаевичу приказом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского 7 мая 1944 года) в середине июля 1944 года.

Бои на Гомельщине оставили незабываемый след в душе Солженицына. Стояние на реке Сож, длившееся почти два месяца, дало возможность ощутить, насколько солдат привык к войне. Если снаряд жужжал и падал дальше, чем за сто метров, Александр Солженицын оставался в хате, писал письма, читал газеты, не обращая внимания на дребезг стёкол, то и дело вылетавших из окон.

Здесь в ожидании наступления Солженицын снова стал писать. Он ощущал себя на фронте, как на правильной дороге, где, впитав в себя войну, можно подготовиться к послевоенному неизвестному. К сожалению, в начале февраля 1945 года он был арестован очень серьёзной организацией «Смерш». Затем были Лубянка, Бутырка, Степлаг, множество книг, эмиграция и всемирное признание.

Значит, нам туда дорога...

В конце ноября 1943 года в только что освобождённом от фашистов Гомеле военный корреспондент Евгений Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги», которое было опубликовано во фронтовой газете «Красная Армия». Будущий знаменитый советский поэт-песенник заметил странную особенность: последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстояло взять. В Орле это была Брянская улица, в Брянске - Гомельская, в Гомеле - Минская. Эта закономерность и была положена в канву стихотворения.

Песни на стихотворение «Улицы-дороги» запели в различных дивизиях и полках, причём на разные мотивы, которые сами подбирали армейские запевалы.
Затем стихи попали к композитору Марку Фрадкину, появилось продолжение куплетов до Берлина. По одной из версий, дописал текст Леонид Утёсов - первый исполнитель уже дошедшего до нас варианта песни.

К сожалению, с появлением в песне Бреста, Люблина, Варшавы и Берлина город Гомель и Гомельская улица из текста выпали. Это вдвойне обидно, так как самый первый вариант, который затем постепенно разрастался улицами разных городов, был написан именно в нашем, только что освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, городе.

Муза в боях под Гомелем

Москвичка санинструктор Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии, расположенной под Гомелем. В одном из первых боёв за освобождение нашего города Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать -спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале в том же 1943 году она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный, Раз наяву и тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Выдающаяся советская поэтесса, автор многих стихотворений и поэм, как лирических, так и воспевающих торжество социализма, в 1991 году, так и не приняв новых демократических идеалов, трагически ушла из жизни, покончив с собой.

На стихи Юлии Друниной писали песни многие композиторы, от Александры Пахмутовой до трэш-метал-группы «Железный поток».

Свадьба на Гомельщине

В своей автобиогра-фической книге выдающийся хирург, лауреат Ленинской премии, Ге р о й С о -циалистиче-ского труда, получивший всемирную известность, после уни-к а л ь н ы х операций на лёгких и сердце Николай Амосов вспоминает об освобождении Гомеля и о том, как во время войны он работал хирургом в военно-полевом госпитале на территории Гомельской области. В том числе об одном особенно важном для него событии. В ; ЭТОТ ДСНЬ В ИСТООИИ: середине мая 1944 года госпиталь из Буда-Кошелёво перебросили в село Озерщина, что под Речицей, и приказали ожидать наступления в «свёрнутом состоянии».

Здесь у Николая Амосова и произошло одно из самых знаменательных событий в жизни. В Речице уже была восстановлена советская власть, и в только что открывшемся ЗАГСе он оформил законный брак с врачом Лидией Денисенко.

Вперёд идут штрафные батальоны

С середины 1942 года в частях Красной Армии широко использовались штрафные батальоны и штрафные роты. Формирование штрафных батальонов шло за счёт проштрафившихся боевых офицеров, а также бывших офицеров Красной Армии, оказавшихся в окружении в первые годы войны. В штрафных ротах воевали в основном нарушившие дисциплину солдаты и уголовники.

Эти батальоны и роты бросали в самые горячие точки, офицеры и солдаты, пролившие кровь или совершившие подвиги, полностью восстанавливались в правах на прежнем месте службы.

В ходе боёв за Рогачёв 8-му офицерскому отдельному штрафному батальону (участвовавший в освобождении Гомеля и Лоева, комбат подполковник Аркадий Осипов) была поставлена задача незаметно для противника перейти линию фронта и, избегая боевого соприкосновения с ним, смелым броском выйти к нему в тыл, дойти до западной окраины Рогачёва и атаковать город. Отряд дошёл до города, но столкнулся с плотным организованным огнём врага, отошёл к дороге, чтобы не допустить подхода резерва противника. Штрафники начали громить тылы немцев, разрушать коммуникации. Всё это также предусматривалось боевой задачей подразделения.

Батальон справился с поставленной задачей: панику в стане врага удалось навести большую. Было уничтожено значительное количество живой силы и техники противника. Подожжены продовольственные склады и склады боеприпасов, взяты под контроль перекрёстки важнейших дорог, перерезана линия связи. Регулярные части Красной Армии взяли Рогачёв уже не такой большой кровью, как ожидалось.

А командарм 3-й армии генерал Горбатов, отправивший штрафников на задание, сдержал своё обещание. За успешное выполнение боевой задачи все штрафники были реабилитированы, им возвращались офицерские звания и былые награды, многим вручили новые.


По материалам Интернета, отечественных и зарубежных СМИ подготовил Сергей ВЕРШИНИН

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031