Только раз бывают в жизни встречи...
Как хорошо показано в популярном фильме «О бедном гусаре замолвите слово», просторы Российской Империи бороздили многочисленные театральные труппы. То тут, то там в провинциальных городках на театральных подмостках звучало: «Выступают артисты больших и малых академических театров...» Конечно, в глубинку ездили, в основном, вторые, третьи составы известных театров, а также многочисленные частные труппы и художественные театральные студии молодых актёров. Кстати, многие из них затем становились знаменитыми.
Не был исключением для таких посещений и Гомель, стоявший на перекрёстке важнейших железнодорожных и автомобильных дорог страны. В революционные годы всё было ещё более хаотично, чем во времена Империи: появлялись новые веяния и течения, повсеместно образовывались новые труппы, жизнь, несмотря на все трудности, бурлила.
Это можно проследить и по гомельским газетам тех дней. Так, в местном издании «Вечерние огни» № 1 от июня 1918 года попался на глаза анонс спектаклей в летнем драматическом театре г-на Н. Нейштадта. Среди актёров обращают на себя внимание фамилии Петипа и Яхонтов.
В биографии известного российского драматического актёра Мариуса Петипа (сына знаменитого французского балетмейстера, осевшего в России) сказано, что он до последних лет жизни гастролировал с частными труппами по российской глубинке. Жизнь артистов частных театров была, несомненно, тяжелее, чем при императорских театрах, и, в отличие от государственных казённых сцен, очень зависела от доходов за спектакли и, естественно, от их количества.
Знаменитый российский, а затем и советский актёр Владимир Яхонтов, создатель жанра «театр одного актёра», наоборот, тогда ещё только начинал свою театральную карьеру. Из его биографии известно, что в 1918 году он работал во 2-й студии МХТ (Московского Художественного театра), которая со спектаклями объехала чуть ли не всю европейскую часть уже тогда нового государства рабочих и крестьян.
Вполне уместно напрашивается вывод, что в 1918 году в Гомель с гастролями приезжала именно 2-я студия МХТ, в составе которой как раз и был характерный для того времени сплав опыта и молодости.
На другой афише, опубликованной в гомельской «Вечерней газете» <№ 5 от 23.12.1918 г.), в «Театре Ренессанс» в программе «Кабарэ Варьетэ» анонсируется выступление повсеместной любимицы публики Маши Масальской.
Маша (Домаша) Масальская была одной из самых известных в России (позже и в СССР) исполнительниц цыганских и русских романсов. Происходила из знаменитой артистической цыганской семьи, которая много лет с успехом выступала на подмостках театров и в ресторанах Санкт-Петербурга, Петрограда, а затем - Ленинграда.
Легендарный композитор Борис Фомин, автор вечных романсов «Твои глаза зелёные» и «Дорогой длинною», посвятил Маше - Марии Фёдоровне Масальской - ещё один свой шедевр - романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Действительно, наверное, каждый из мужчин тех лет, глядя на Машу Масальскую, хотел бы пропеть ей самые известные строки из этого романса:
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою
рвётся нить,
Только раз в холодный зимний вечер
Мне так хочется
любить!
Кстати, есть сообщения о выступлениях Маши Масальской в Гомеле и в октябре 1918 года (газета «Гомельская жизнь»). Выходит, здесь ей понравилось, и она задержалась в нашем городе на несколько месяцев.
Автор первого мюзикла
Самуил Медов родился 12 июня 1912 года в Гомеле, но в шесть лет вместе с родителями перебрался через океан в Соединённые Штаты Америки.
Медов, имя которого в США звучало уже как Сэм Медофф, учился в известной Джулиардской музыкальной школе, окончил Филадельфийскую консерваторию.
Первую известность ему принесли джазовые и свинговые композиции, которые очень часто звучали на американских радиостанциях в конце 30-х - начале 40-х годов.
Но настоящую славу ему принесло сотрудничество с Голливудом. В 1944 году на голубые экраны вышел первый в мировой истории полнометражный телевизионный мюзикл «The Boys From Boise», музыку для которого написал Дик Мэннинг (как тогда уже назывался Медов).
Кроме этого, Мэннинг автор таких широко известных музыкальных произведений, как «Takes Two to Tango», «Fascination», «Hot Diggity» и «Papa Loves Mambo»... Его композиции исполняли многие музыкальные звёзды от Луи Армстронга до Элвиса Пресли.
Ивановы из Гомеля
Гомель дал Советскому спорту двух больших в прямом и переносном смысле спортсменов по фамилии Иванов.
В 1940 году (10 сентября) в нашем городе родился Владимир Иванов, впоследствии ставший игроком сборной СССР по волейболу (1966-1970), чемпионом Европы 1967 года, чемпионом Олимпийских игр 1968 года, Заслуженным мастером спорта СССР.
На клубном уровне Владимир Иванов выступал за киевский «Локомотив», с которым стал чемпионом СССР 1967 года, а в составе сборной Украинской ССР - победителем Спартакиады народов СССР.
Как тренер, в 1981 году привёл женскую волейбольную команду «Сокол» из Киева к бронзовым наградам чемпионата СССР.
Леонид Иванов родился в Гомеле (а точнее, в Костюковке) 28 февраля 1944 года. Впоследствии стал известным баскетболистом, Заслуженным мастером спорта СССР.
Его первый тренер - известный гомельский специалист Леонид Ма-каревич. В чемпионатах страны играл за ленинградские команды «Буревестник» (19 6 1-1965) и «Спартак» (1966-1975). Чемпион СССР 1975 года, серебряный призёр чемпионатов СССР 1970-1974 годов. Обладатель европейского Кубка обладателей кубков 1973 и 1975 годов. В сборной СССР дебютировал в 19 лет на чемпионате мира в Рио-де-Жанейро (1963). В игре со сборной США забил решающий мяч, которым обеспечил сборной СССР бронзовые медали.
После окончания карьеры игрока работал тренером мужской команды завода «Светлана» в Ленинграде. Ушёл из жизни 19 июня 2010 года, похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
По материалам Интернета,
отечественных и зарубежных СМИ
подготовили
Сергей ВЕРШИНИН, «ГВ»,
Анна КРАВЦОВА,
завсектором музея
Гомельского дворцово-паркового
ансамбля.
отечественных и зарубежных СМИ
подготовили
Сергей ВЕРШИНИН, «ГВ»,
Анна КРАВЦОВА,
завсектором музея
Гомельского дворцово-паркового
ансамбля.