А если эти услуги оказываются бесплатно? Тогда и наше отношение к ним меняется, так ведь? Вот, к примеру, появилось в Гомеле несколько волонтёрских программ - «Пожилые - пожилым», «Старшие партнёры» и «Бабушка на час», где на добровольной основе пенсионеры помогают пожилым людям, дают советы молодёжи и исполняют роль бабушек. С какой заботой они всё это делают, нетрудно догадаться, ведь поколение, задействованное в данных программах, выросло в нелёгких послевоенных условиях, пережило множество лишений и бед.
Кстати, эти проекты стартовали с лёгкой руки Гомельского областного общественного объединения «Социальные проекты» и входят в так называемую единую систему проекта под названием «Пожилые -золотой ресурс общества», который, в свою очередь, реализуется в рамках республиканской программы «Место встречи - диалог» при финансовой поддержке немецкого фонда «Память. Ответственность. Будущее». Разветвлениями общего проекта являются и вышеназванная волонтёрская деятельность, и образовательные услуги, которые бесплатно оказываются пожилым людям, к примеру, курс «Основы ландшафтного дизайна». Также весьма популярны встречи бывших узников концлагерей со студентами. Координатором и вдохновителем проекта является член совета ГООО «Социальные проекты» Ирина Кекух. Она-то мне и поведала о пожилых людях-волонтёрах, которым в качестве «платы» за их помощь достаются благодарные улыбки подопечных. С одной из таких волонтёров, так называемой «бабушкой на час», мне удалось побеседовать.
От милой, общительной женщины сразу же повеяло душевной теплотой и заботой. Это ещё раз доказало факт предрасположенности некоторых людей к опекунству, наличие у них особой черты характера - необычайной доброты и сострадания к ближним.
Мария Набебина родилась в 1940 году в деревне Рудня-Телешёвская Гомельского района. После окончания зооветеринарного техникума трудилась лаборантом в Гомельском филиале проектного института Белгипрозем (с 2000 года предприятие носит название Республиканское дочернее унитарное предприятие «Проектный институт "Гомельгипрозем"»), подрабатывала в Гомельском комбинате надомного труда - вязала пинетки.
- В то время у меня уже было два сына, -вспоминает Мария Николаевна. - Удивляюсь, как я справлялась со всеми делами - и домашними, и рабочими, и общественными. Ведь я всегда была активисткой и участвовала во всех мероприятиях. Последним местом работы стал Новобелицкий комбинат хлебопродуктов.
Впрочем, и сейчас женщина энергична, о чём свидетельствует её богатая общественная деятельность. Практически сразу после выхода на пенсию Мария Набебина принялась активно посещать центр социального обслуживания населения Новобелицкого района, где ей предложили среди прочих занятий и волонтёрскую деятельность.
- Я всегда старалась кому-то помочь и не считала это каким-то обременительным занятием... Хотя волонтёр мне и самой нужен, - шутит женщина, показывая на стол с лежащими на нём таблетками.
О своей подопечной девочке Даше Мария Николаевна рассказывает с такой любовью, что я так и не смогла привыкнуть к мысли, что Даша - ей совершенно чужой ребёнок. И это не только потому, что с девочкой и её мамой женщина была знакома ещё задолго до реализации проекта «Бабушка на час», но и по причине особого контакта на подсознательном уровне, который установился ещё в то время, когда они с Дашей только познакомились.
Вероятно, загадка такой тесной связи в том, что у Даши практически нет бабушек - одна умерла, а вторая находится вдали от ребёнка. В то же время, Марии Николаевне не хватает общения с детьми - её внучка уже взрослая. Вот и обрели два сердца друг друга.
По этому поводу женщина невольно вспомнила историю своего безотцовского детства, когда она так мечтала об отце, что не имело принципиального значения, какой он будет - родной или нет. Эти мечты настолько запечатлелись в её сознании, что, выйдя замуж, она своего свёкра кроме как папочка никак не могла называть. Видимо, считает женщина, и для Даши не важна родственная принадлежность, главное, чтобы рядом было любящее сердце.
Даше в квартире Марии Набебиной позволено всё: и играть, и помогать по хозяйству. Причём девочка, которая в этом году пойдёт в первый класс, предлагает помощь сама. Мария Николаевна, в свою очередь, шьёт для Даши одежду к утренникам, ходит с ней гулять, всегда двумя руками «за», когда необходимо посидеть с «внучкой». Что примечательно, ребёнок и называет, и считает женщину своей самой что ни на есть родной бабушкой. Как можно теперь назвать услугой такое общение Даши с Марией Николаевной? Тем более немыслимо представить себе, что это общение может осуществляться за деньги! А какая польза от него - делайте выводы сами.
Ольга АСТАПЕНКО