- Юрий Иосифович, как у вас возник вариант сотрудничества с мозыр-ской «Славней»?
- С директором «Славии» Андреем Васипьцом я знаком ещё с 80-х годов прошлого столетия, когда вместе учились в технологическом институте и с успехом отстаивали футбольную честь этого вуза на различных студенческих соревнованиях. Нас судьба не баловала частыми встречами, но мы иногда пересекались. Сейчас он приехал ко мне просто за советом, а затем после обстоятельного разговора предложил возглавить команду. Приняв это предложение, я чётко представлял, куда иду и какие трудности меня ждут.
- Вы никогда не тренировали в нашем регионе, что вы знаете о футболе Гомельщины, есть ли у вас здесь друзья?
- В течение многих лет я приезжал сюда с командами, которые соперничали с коллективами Гомельщины. Конечно, не раз и не два был в Гомеле, Мозы-ре, Речице... Я много лет в футболе и считаю себя человеком коммуникабельным и неконфликтным, умеющим быть благодарным и умеющим дружить. Поэтому имею много друзей среди бывших гомельских тренеров, которые были моими соперниками на поле. Это и Слава Акшаев, и Сергей Подпалый, и Валерий Яночкин... Хорошо знаю многих футболистов, игравших на Гомельщине, или выходцев из этого региона. Поэтому, наверное, слукавлю, если скажу, что я не знаю футбол Гомельщины.
- Тренерский штаб «Славии» уже сформирован?
- Моими помощниками будут Анатолий Войцехович, ранее работавший вместе со мной в структурах БАТЭ и МТЗ-РИПО, и Михаил Мартинович, коренной мозырянин, которого я знал ещё по молодёжной сборной, где он под моим началом выступал. Михаил недавно завершил карьеру игрока. Пока у нас свободна должность доктора команды, но мы занимаемся решением этого вопроса.
- Вы родились в Тивали, раньше была хоккейная команда с таким названием, а теперь это место уже территория Минска?
- Если быть более точным, то семья моих родителей проживала в Тивали, а родился я в Минске, в роддоме на улице Володарского. Мы жили в районе, на месте которого сейчас находится магазин «Богатырь», хоккейный дворец, что на улице Притыцкого. На месте барака, где мы жили до того, как семья получила совсем рядом новое жильё, ныне стоит средняя школа № 136, которую я и заканчивал.
- Были пи в вашей семье ещё футболисты - отец, дядя, брат?
- Нет, никого не было. Младший брат, к сожалению, уже ушедший из жизни, и младшая сестра всегда переживали за меня.
- Ваши детские, юношеские впечатления о своем первом тренере, легендарном Михаиле Мустыгине?
- Это мой первый тренер, он тогда только-только по медицинским показаниям завершил карьеру. Я до сих пор с ним часто общаюсь, был у него в деревне Малиновка на 75-летии. Считаю, что родители и Михаил Михайлович (а также Олег Базарнов и Вячеслав Ав-тушко) - те люди, которые помогли мне стать футболистом, а затем и тренером.
Михаил Михайлович был великим футболистом - нашим кумиром. Стильный мужчина, любимец женщин, ещё совсем молодой тренер, который на практике мог нам показать буквально всё, играя вместе с нами на каждой тренировке. Следует также отметить его человеческие качества. Он был очень добрым по отношению и к нам, и к людям вообще. Среди его воспитанников могу сходу вспомнить Игоря Гуриновича, Игоря Криушенко, сына Михаила, ныне очень хорошего детского тренера.
- В 1986 вы получили тяжёлую травму и завершили карьеру игрока, а затем спустя пять лет снова заиграли (играющим тренером), причём в Сибири, где, кстати, в то время играли многие игроки из Беларуси, в том числе из Гомеля...
- В «Самотлор XXI» из Нижневартовска главный тренер команды Юрий Курненин меня пригласил на должность старшего тренера - начальника команды. Юрий Пудышев здесь же ещё играл. У нас был дефицит игроков, а я себя прекрасно чувствовал, был в своём боевом весе и решил попробовать. Начал самозабвенно тренироваться, но травма, полученная ещё в 1986 году в минском «Спутнике», - разрыв крестообразной связки правого коленного сустава - не дала мне заиграть снова. Хотя позже, уже в сахалинском «Рыбаке», позволял себе иногда выходить на поле.
Белорусов в Сибири в лихие 90-е было действительно много. Это - Криушенко, Мисюченко, Крежевников, Чигирь... Из гомельчан помню Василенко, в другой команде играл Грищенко. В те годы надо было как-то зарабатывать на жизнь себе и своим семьям.
- Юрий Иосифович, с чего начинался БАТЭ?
- Когда я приехал вместе с ребятами (Зубковский, Рагунович, Ярош...) из Сахалина, где мы выиграли все турниры, в которых участвовали, очень захотелось поработать на родине. Я пошёл в федерацию футбола и предложил свои услуги. И в апреле 1996 года мне предложили возглавить возрождённую команду БАТЭ, в советские годы игравшую в чемпионатах БССР. 12 апреля мы все: Бусел, Капский, Пунтус, ребята - собрались вечером в борисовском Дворце спорта, перезнакомились, 16-го числа уже заехали в профилакторий в Дудинке. А 28 апреля в Вопковыске состоялось боевое крещение БАТЭ в третьей лиге.
- В 1998 году «Гомель» и БАТЭ дружно вошли в высшую лигу. С тех пор борисовчане всегда в призёрах, чаще золотых, а «Гомель» постоянно лихорадит: то взлёт, то падение, причём добирались и до чемпионства, и даже до первой лиги. Ваше видение ситуации...
- Что такое БАТЭ? Это традиции и преемственность. Дай Бог, чтобы и дальше так было. Я работал там десять лет главным тренером. С Анатолием Капским было очень непросто, но мы вместе двигали дело вперёд, через ссоры, споры и победы. Все, кто пришёл на смену мне - Криушенко, Гончаренко, Ермако-вич, - все бывшие игроки БАТЭ, с солью и потом впитавшие в свои борисовские футболки преданность команде. Я, в принципе, так и не стал борисовчанином, а остался минчанином и за десять лет оказался полностью выхолощенным как эмоционально, так и физически. Когда я уходил, у меня не было предложений, мне просто необходимо было поменять место работы. Причём уходил два раза, но в 2003 году Капский меня отговорил, так как параллельно надо было работать с молодёжкой, вышедшей в финал европейского чемпионата, а её костяк составляли игроки БАТЭ.
Что касается «Гомеля», таких традиций и преемственности в клубе создать пока не смогли.
- Ваши преемники Криушенко, Гончаренко после чемпионских титулов, завоёванных с командой, уезжали тренировать за пределы страны. У вас, кроме БАТЭ, был даже более звёздный статус - тренер национальной сборной, но вы остались в Беларуси. Не было вариантов или не захотели покидать белорусский футбол?
- Если бы кто-нибудь сделал предложение, то рассматривал бы. Но их не было. Сейчас даже у тренеров есть агенты, устраивающие их на работу, у меня такого агента никогда не было. Может быть, это моё упущение.
- Из кого состоит семья Пунтусов?
- В узком смысле это я, жена Оксана Петровна (мы знакомы с седьмого класса), старшая дочь Надежда (замужем, живёт в Нью-Йорке), подарившая нам внучку Милу и внука Фёдора, младшая дочь Анна (живёт в Минске, также замужем) и её семимесячная дочка Лиза.
В широком смысле - это семья Пунтусов, которая собирается на Пасху и Рождество за столом у моей мамы, более двадцати человек. Это наш род.
- Что вы любите делать в свободное от футбола время?
- По жизни я очень азартный человек. Поэтому люблю играть в бильярд, различные виды игр в карты. С удовольствием парюсь в бане.
- Хобби - рыбалка, охота, грибы, коллекционирование?
- Охота - никогда, и уверен - не полюблю. Рыбалку любил в детстве, пропадал иногда на речке целыми днями. Грибы ем с удовольствием. Коллекционированием не занимаюсь.
* Юрий Иосифович, футбол - это смысл всей жизни или сейчас, по прошествии многих лет, уже способ зарабатывать деньги?
- Я очень мало был в простое, то есть вдали от футбола. Самое большое - три месяца, после недавнего ухода из «Смолевичей». И тогда я понял, что деньги деньгами, они тоже важны, но футбол - это смысл моей жизни. Прежде всего, я хочу работать.
- Как вас приняли в Мозыре, поставлена ли задача на новый сезон?
- Приняли меня хорошо, народ на улицах даже узнаёт. Мозыряне, переживающие за местный футбол, понимают, насколько сегодня трудное время для клуба. Условий для того, чтобы вернуться в высшую лигу, на данный момент у «Славии» нет вообще. Но есть желание многих людей в Мозыре, близких к футболу, которые могут внести определённую лепту в него. И кроме этого - мой максимализм. Задачи пока нет, будем стремиться играть в хороший футбол. Если эта игра и соперники позволят и «волна» бросит нас в высшую лигу, то тормозить себя мы не будем.
Беседовал Сергей ВЕРШИНИН