На написание этой статьи меня вдохновил ребёнок моей подруги. Из-за этого маленького сорванца и состоялся мой первый педагогический и воспитательный провал.
Подруга попросила меня погулять на улице с ребёнком, пока она сходит в банк оплатить коммунальные услуги. Я с радостью вызвалась помочь. Во дворе, несмотря на прохладную осеннюю погоду, было многолюдно. Одетые, как капуста, малыши копошились на детской площадке, естественно, под присмотром бдительных мам, среди которых затесался дилетант в делах родительских вроде меня. Я добросовестно присматривала за мальчиком, иногда включаясь в разговор любопытных соседей, которые сразу же поинтересовались, кто я, откуда, и где мама парнишки. Не успев удовлетворить их любопытство, я попала на глазах у всего честного народа в весьма неловкую ситуацию.
МОЁ, ОТДАЙ!
А началось всё с того, что вверенный мне на время ребёнок решил меня познакомить со своим маленьким другом, который, заприметив новенькую машинку, попросил поиграть с миниатюрной иномаркой. Я без раздумий, даже как-то машинально, взяла и передала машинку другому мальчику. Тут же раздался отчаянный плач моего обиженного малыша. Он начал вырывать свою машинку из рук друга, с которым совсем недавно мирно собирал жёлтые листочки.
Думаю, практически все родители сталкиваются с тем, что их малыши в дошкольном возрасте не хотят делиться с другими детьми своими игрушками. И не все родители знают, как следует поступать в таких случаях и каким образом необходимо учить детей делиться с другими. Растерялась в такой ситуации и я. И в результате вернула подруге заплаканного ребёнка, затаившего на нехорошую тётю обиду. Конечно, малыш меня простил, мы часто видимся, играем, но печальный опыт неумения «разруливать» подобные ситуации не давал мне покоя. И натолкнул на изучения темы детской жадности.
ЖАДНОСТЬ ИЛИ ПОИСК СОБСТВЕННОГО «Я»?
Большинство психологов считает, что умеренное чувство собственника - абсолютно нормальная вещь. Можно сказать, что это один из заложенных в нас основных инстинктов. Даже самые щедрые взрослые люди отнюдь не делятся со всеми подряд своими вещами. Дети тоже имеют право на собственнические инстинкты. Им тоже не нравится, когда берут их вещи. Но родители почему-то считают, что с этим чувством надо бороться.
На определённом этапе родителям не стоит уговаривать ребёнка дать свои игрушки кому-то ещё. Малыш двух лет в принципе не способен делиться своими вещами искренне. Если кто-то покушается на его игрушку, он воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личное пространство. Кроватка, одежда, плюшевые мишки, машинки, куклы - про все это малыш уверенно говорит «моё». Ребёнок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя. Поэтому попытки других детей завладеть ими он расценивает как посягательство на него самого. В этот период ребёнок проходит фазу построения собственного «я», психологически отделяясь от мамы. Обретая чувство автономии, он выстраивает и обозначает границы своей личности. Для малыша он сам и то, что ему принадлежит, ещё неотделимы, и то, что находится вне его, также является его частью, составляя с ним одно целое. Когда ребёнок подрастёт, он будет знать, что есть предметы, которыми он владеет, и что они не перестанут быть таковыми, если кто-то возьмёт их в руки. Но пока малыш, как в моём случае, прижимает к себе игрушку во время прогулки и ни на минуту не выпускает её из поля зрения, будьте осторожны, не стоит самовольно брать машинку и давать другому ребёнку. Если конфликт всё же разгорелся, отвлеките малыша, например, достаньте из сумки какой-то яркий предмет или просто начните говорить необычно тихим или «необыкновенным» голосом.