Имя генерала-фельдмаршала русской армии Ивана Паскевича, графа Эриванского, светлейшего князя Варшавского, одного из четырёх полных кавалеров ордена Святого Георгия в Российской империи несправедливо умалчивалось в советской историографии. «Царский сатрап», «жандарм Европы» - такими эпитетами награждали его советские историки, аргументируя выводы участием генерала в составе Верховного уголовного суда над декабристами, в разгроме польского мятежа 1831 года и венгерской революционной армии в 1849 году. На этом фоне участие в пяти войнах, которые он блестяще выиграл, заслуги на дипломатической ниве было предписано забыть. Символично, что первые ростки памяти о Паскевиче пробились не где-нибудь, а в Беларуси, сохранившей его великолепный Гомельский дворец-музей, и в спасённом им от персов Ереване, где установлен бюст полководцу.
Личность Ивана Фёдоровича, исторические факты и их современная трактовка, картины военных баталий, столкновение характеров и судеб участников событий тех лет, свидетельства современников - всё это нашло воплощение в музыкально-драматической композиции. Увлекательный рассказ, поэзия Пушкина, Лермонтова и Цветаевой, музыкальное сопровождение (солдатские песни, классический романс, фортепианная музыка) и мультимедийное оформление -таковым было художественное наполнение вечера в исполнении актёров Гомельского областного драматического театра.
Вместо красок-шпон
Инкрустированные шпоном портреты князей Николая Румянцева и Ивана Паскевича, изображения Пушкина, Есенина и Высоцкого, выполненные в технике маркетри, можно увидеть в Музее истории города Гомеля на выставке гомельского краеведа Николая Фурмана.
В редчайшей для современного искусства технике маркетри вместо красок для создания рисунка используется шпон - тонкие деревянные пластинки, которые, как мозаика, складываются в единое изображение. Помимо 37 портретов значимых для истории города личностей, экспозиция «Край любимый, дом родимый, ты мне дорог, город милый!» представляет вырезки из газет с редкой краеведческой информацией и письма мастера актёру Валерию Золотухину. Из них можно узнать о том, как Николай Петрович в 1988 году передал музею Высоцкого, расположенному в театре на Таганке, шесть портретов Владимира Семёновича. Часть работ мастер подарил родственникам и друзьям, которые проживают в Израиле, Польше и далёкой Австралии.
Николай Фурман родился в 1926 году и является старожилом нашего города. Интересны его рассказы как участника трудового фронта, ветерана Великой Отечественной войны. Они сопровождают открытие всех его экспозиций, которые, по словам автора, посвящены любимому городу, людям и великой советской стране, память о которой жива до сих пор.
Материалы подготовил ДМИТРИЙ ЧЕРНЯВСКИЙ