В древние времена, действительно, старики находились на последней ступеньке социальной лестницы. Когда стоял вопрос о выживаемости племени, семьи, то по ценности на первом месте всегда находились мужчины, на втором -женщины, на третьем - дети, на четвёртом - старики. Здравый смысл подсказывал, что если погибнут мужчины-добытчики, то погибнут все. Женщины и дети - это будущее. Ну, а старики... Все чётко понимали ситуацию, и старики приносились в жертву. В книге «Люди оленьего края» канадского писателя Фарли Моуэта описываются такие ситуации в эскимосских племенах, когда в голодные зимы, ради выживания семьи, старики добровольно уходили замерзать в ледяную пустыню.
И это в пятидесятые годы XX века! В настоящее время вопрос выживаемости так остро не стоит, но всё равно для молодёжи старики находятся на последнем месте. Старики не разделяют их вкусов и увлечений, у них другие интересы и ценности. Глупо и смешно выглядят те пожилые люди, которые стремятся любой ценой выглядеть молодыми, гоняются за модой, посещают молодёжные «тусовки». Их только терпят и над ними потешаются.
Многие, выйдя на пенсию, вдруг обнаруживают, что не знают, как жить дальше. Не нужно ходить на работу и выполнять привычные действия, а что взамен? Приходит понимание справедливости библейского выражения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3.19).
Одних спасает дача. Другие скатываются в паутину телевизора. Впрочем, туда же, в паутину, влипают на зимний период и дачники.
Говорят, что старость некрасива. Действительно, внешность людей при старении всегда меняется к худшему. И ничего с этим не поделаешь. Гораздо хуже, если и внутренний мир становится беднее. Ведь сколько можно видеть стариков злых и раздражительных, требующих от окружающих уважения к себе и козыряющих своим возрастом. Но, как сказал персидский поэт Абдуррах-ман Нураддин ибн Ахмад Джами, (1414- 1492):
Коль чёрен сердцем старый человек, - Какая польза, что он прожил век?
Но есть и другая старость. Такая, при которой с выходом на пенсию жизнь у человека не прекращается, только на передний план выходит жизнь духовная. Человек же подводит промежуточные итоги прожитого и намечает цели на будущее с учётом перехода в жизнь вечную. Такие старики не чувствуют себя покинутыми, у них всегда есть занятие, и жизнь для них никогда не теряет смысла. Даже выглядят они моложе своих ровесников.
Всю жизнь они работали над собой, накапливали знания, приобретали житейский опыт. Теперь рядом с ними не бывает скучно и молодым. Сами же старики без уныния и жалоб переносят тяжесть прожитых лет, готовясь к жизни и труду в новом качестве.
Евгений ШЕСТАКОВ.