Нашли ошибку?
Прислать новость
Сайт под ключ по подписке
Готовый сайт-решение под ключ для вашего бизнеса за 50 руб в месяц, без скрытых платежей.
Автор: Elvi Дата: 17-06-2010, 23:18

В плену у судьбы...

Люди, которые ведут дневники, оставляют в них яркие впечатления от самых волнующих моментов своей жизни, будь то моменты отчаянья и печали или минуты счастья и радости. И делают это не только для того, чтобы выплеснуть накипевшие мысли на бумаге, но и затем, чтоб оставить память своим детям и внукам. Такую бесценную память о нелёгком жизненном пути - дневник своей бабушки - хранит Ольга Милевская. Девушка, ныне студентка Гомельского медицинского колледжа, не раз роняла слезу, перечитывая записи своей бабули, Нины Ивановны Алексеевой которой уже нет с нами.

НА ВСЕ ВОЛЯ СУДЬБЫ

Перелистывая потёртые временем страницы семейной реликвии, чувствую, как по телу пробегают мурашки. Неразборчивым почерком дрожащей руки старого человека, окончившего всего два класса школы, написана история реальной жизни.

Говорят, дети повторяют судьбы своих родителей. Прекрасно, когда эти судьбы достойны повторения. Ведь людей, родившихся в начале минувшего столетия, жизнь столкнула с не совсем радостными и лёгкими событиями. Такова история жизни и Олиной бабушки.

Мама Нины Ивановны Ольга (на снимке) родилась от слепого отца, а в 8 лет и вовсе осталась сиротой. Уже в этом возрасте девочка была вынуждена зарабатывать на хлеб самостоятельно. Она прислуживала в панском поместье в Рогачёве: ухаживала за хозяйскими детьми, убирала, готовила. Только и остались воспоминания, как пишет Нина Ивановна, о неповторимом вкусе бубликов с маком да весёлых вечорках с танцами и песнями. Так и росла девушка в чужом доме, пока однажды судьба не свела её с богатым польским офицером Журомским, от которого появилась на свет маленькая девочка. Сразу после рождения не подавала никаких признаков жизни, но минут через десять пришла в себя. Бабка-повитуха сказала, что «будет живучая девчина». Но тогда никто не догадывался, через что придётся пройти, чтобы выжить...

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ У МАМЫ ЗА ПЛЕЧАМИ

22 июля, писала Нина Ивановна, в дом дедушки, у которого они с мамой жили, пришли люди в чёрном и потребовали золото. Услышав в ответ отказ, каратели облили старика керосином и сожгли заживо. Остались лишь «ноги в ботинках». Мать Нины Ивановны успела похоронить дедушку в саду, но не успела убежать. Тем же утром немцы повели их на площадь, где уже ждали смерти десятки людей. Среди них был парень-еврей, которого заставляли пить воду из корыта. Затем его, подвешенного за руки над этим корытом, расстреляли. «Тех, кто будет прятать у себя евреев, ждёт та же участь», - прозвучал голос диктора.

«Всех остальных начали сгонять в конюшни. Две из них были уже охвачены огнём, стоял едкий запах горелого мяса» - пишет Нина Ивановна. К счастью, безвинным пленникам удалось спастись. 15-летний мальчик Володя оттянул железный засов, и ворота открылись. Горящие вживую люди кинулись врассыпную. Немцы, заметив это, начали стрелять. Мама с маленькой Ниночкой за плечами упала в жито, но пуля успела ранить ребёнка в ногу. Так они попали в плен.

Когда «за проволокой» стали выбирать молодёжь для работ в Германии, Ольга притворилась незрячей и тем самым осталась с дочуркой в лагере. Однако беда не миновала. Через месяц молодой маме перед расстрелом пришлось копать могилу себе и своему ребенку. Но жизнь взяла верх. Трое пьяных полицаев, под надзором которых были несчастные пленные, были убиты партизанами. Так «заложницы судьбы» обрели жизнь. Они бродили по разрушенным деревням, ночевали в брошенных гумнах.

Однажды на пути скитаний встретилась женщина, у которой мать Ниночки решила попросить немного хлеба или стакан молока для дочки, которая «ничего, кроме листьев и воды, не ела уже сутки». Но женщина отказала. Ольга с дочерью успели отойти всего метров на 50, как осколки сброшенной самолётом бомбы оторвали ноги той женщине. Мать Нины Ивановны бросилась на крики о помощи. Прибежал и сын женщины, полицай. Увидев мать без ног, он достал пистолет и убил её. «Это она заставила меня идти служить немцам. Я рад, что она умерла», - сказал мужчина. Он дал оторопевшей Ольге тёплую одежду, еду и отпустил.

Перед окончанием войны фашисты зверствовали с большей силой, как будто чувствовали скорый конец своей власти. Мина Ивановна вспоминает рассказ своей мамы о том, «как ловили всех попадавшихся на дороге и загоняли в большое здание». Там люди падали в горящую яму. потому что пол опускался и все летели в огонь. Мама с маленькой Ниной, привязанной за спиной простынью, успела схватиться за железную ручку.

А может, в самом деле, всё вершит судьба? Несколько раз смотреть в глаза смерти и остаться жить - разве не закономерность?

СУМЕТЬ ВЫЖИТЬ В МИРНЫЙ ЧАС
Суждено жить, но трудно назвать жизнью то, что ожидало народ после войны.

Семья мучениц долго скиталась по опустошённым войной землям. Жили в заброшенных домах Гомеля, Жлобина, Рогачёва. Постоянное пристанище Ольга нашла в деревне Титовка вблизи Бобруйска, где купила какой-никакой, но свой, дом -холодную землянку.
В своём маленьком, размером 4x4 метра, жилище они пекли блины из собранной на поле гнилой картошки, ели крапиву. Выживали.
В 9 лет Ниночка пошла в школу. В рваной фуфайке с чужого плеча и намотанном на ногах тряпье девочку не раз находили замёрзшей в сугробе и приносили домой, растирали, спасая от смерти.

«Порой просто хотелось уйти из этого мира, так было холодно и голодно», - пишет Нина Ивановна.

Но такие люди не сдаются. Ведь говорят: всё, что не убивает, делает нас сильнее.

Трудовой путь Нина Ивановна начала рано, так как Mart от пережитых за годы войт болезней очень плохо виде; и слышала. В 12 пет девоч» зарабатывала на хлеб нянькой, затем уехала в Карелию, где трудилась на лесозаготовках. Проработав год в Заполярье, девушка вернулась на родину к маме.
В скором времени, работая в госпитале, Нина Ивановна вышла замуж. С маленькими детьми на руках она написала письмо Косыгину, в котором попросила о квартире. Её просьба была выполнена, и молодая семья начала жить п центре Бобруйска.

Так слова бабки-повитухи стали пророческими. Девочка не только выросла, но и стала матерью пятерых прекрасных детей, которые, к счастью, не повторили голодной судьбы матери.
А дневник останется хранителем семейной истории для многих поколений, ведь не зря в нём с оптимизмом Нина Ивановна пишет: «Жизнь про должается».


Юлия МИТРАХОВИЧ.








«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930