- Виктор Михайлович, зима уже успела проверить ваше предприятие на прочность. Был и сильный мороз, и снегопады, и гололедица. Как оцениваете свою подготовку к таким испытаниям?
- Говорят, мудрый хозяин, следуя известной народной пословице, готовит сани летом, а колёса зимой. Мы приступили к подготовке своего предприятия к работе в осенне-зимний период ещё в июне прошлого года. Разработкой мероприятий и определением сроков их завершения занималась специальная комиссия. К сентябрю были выполнены все необходимые работы: подготовлены здания, сооружения, проведён ремонт асфальтобетонного покрытия территории, кровли. Особое внимание уделено транспорту. Во всех автобусах проведено сезонное обслуживание систем питания, электрооборудования, утеплены салоны, отремонтированы отопители, заменены шины. Закуплено достаточное количество аккумуляторных батарей, шин, низкозамерзающих жидкостей для системы охлаждения, смазочных материалов, лампочек, ремней. Со всеми инженерно-техническими работниками, водителями и ремонтными рабочими проведены занятия по особенностям эксплуатации автобусов типа МАЗ и «Радимич», состоящих у нас на балансе.
- В зимний период погода непредсказуема. Ведётся ли необходимый мониторинг, чтобы не допустить срывов выхода автобусов на линию?
- Безусловно, мы чётко следим за прогнозами гидрометео-рологов, чтобы не допустить из-за резкого ухудшения погодных условий срывов выпуска транспорта на линию. При падении температуры (-15 градусов и ниже) на работу вызывается дополнительная группа специалистов для прогрева автобусов в ночное время и устранения мелких неисправностей перед выходом на пинию. В её состав входят, как правило, инженер, аккумуляторщик, электрик и слесарь по ремонту пневматического оборудования. В экстремальных ситуациях (длительном ухудшении погоды) для руководящего состава предприятия рабочий день начинается в пять часов утра. Что же касается ремонтных мастерских, они функционируют круглосуточно.
- Сколько маршрутов обслуживает ваше предприятие и какое количество транспорта выходит на городские линии ежедневно?
- Ежедневно на 44 городских маршрутах заняты 143 автобуса: из них - 135 МАЗ-105, 107 - особо большой вместимости и 8 - малой вместимости «Радимич». В будние дни выполняется около 2200 рейсов, в выходные - 1300. К сожалению, сложно обойтись без мелких недостатков. Например, представьте: автобус, идущий в направлении медицинского городка, сломался. Оперативно стараемся выпустить на линию замену, но рейс потерян, а, соответственно, и время пассажира. Стремимся таких ситуаций не допускать, но всё же они иногда возникают. Поэтому с целью недопущения срывов рейсов планируется резерв в количестве 3-4 автобусов, и всегда есть возможность выпустить на маршрут дополнительный.
- Какие проблемы по состоянию автопарка вас больше всего беспокоят?
- Это низкая эксплуатационная надёжность автобусов «Радимич», недостатки в пневматической системе привода тормозов в автобусах МАЗ, перемерзание воздушных трубок, способное привести к сбоям в работе дверей. Самое печальное, что новые автобусы выпуска 2013 года из-за конструктивных особенностей не обеспечивают надлежащей температуры охлаждающей жидкости двигателя даже с работающим отопителем. По этой причине в салоне автобуса зимой прохладно, а летом жарко.
- Нельзя не признать, что графики движения автобусов, вывешенные на остановках, чётко соблюдаются. И хотя не бывает без срывов, но всё-таки особых нареканий у нас, пассажиров, в этом плане не возникает. Как вам удаётся добиваться чёткости в движении автобусов на маршрутах?
- Контроль за движением нашего транспорта на городских маршрутах осуществляется системой спутниковой навигации. Водители знают, что оператор центральной диспетчерской службы постоянно отслеживает соблюдение ими регулярности движения, и стараются соблюдать график. В случае сбоя на мониторе у оператора высвечивается необходимая информация (о маршруте, номере автобуса, фамилии водителя и характере нарушения). Оператор связывается с водителем по телефонной трубке, которыми оснащены все автобусы, и даёт указание по корректировке дальнейшего движения. В случае поломки техники, невозможности чёткого курсирования из-за дорожных условий (ДТП, пробка, гололёд и тому подобное) водитель докладывает о ситуации оператору, который принимает решение по её урегулированию.
В конечном итоге всё это влияет на количество выполненных рейсов, культуру обслуживания пассажиров, а также на уровень заработной платы, которая, при условии выполнения водителями всех предъявляемых к ним требований, достойная. Поэтому дефицита специалистов у нас не наблюдается, наоборот, мы ограничиваем их приём, производим качественный отбор. Надеемся, такой подход позволит нам успешно выполнять свои задачи по перевозке пассажиров, достойно выглядеть среди других предприятий города.
Беседу вела Евгения МИРОНОВСКАЯ